ЛЕВ
РОДНОВ
из серии «Портреты
друзей»
Без
двенадцати восемь
Однажды я спросил себя: «А чем,
собственно, отличаются нетворческие люди от творческих?» И сам же ответил:
«Первые единожды рождаются просто в муках, а вторые многократно рождаются в муках
похмелья».
Этот немудреный тезис имеет массу
практических подтверждений. Не была исключением и наша небольшая творческая
компания, в состав которой входили: филолог Пенёчек, некогда преподававший
старославянский язык в местном университете, Саша Х., бывший чемпион
студенческого спортивного общества «Буревестник», и я – тоже со всех сторон
«бывший»… До определенной поры мы существовали порознь, но постепенно страсть к
так называемому «творчеству» сводила нас. Пенёчек сочинял стихи и пел их под
гитару, я делал то же самое, а Саша писал юмористические рассказы, которые были
действительно смешные. Не надо быть прозорливцем, чтобы понять, как хочется
каждому, с позволения сказать, «творцу» поделиться своим творчеством с
окружающими. Это-то нас и объединило окончательно в плотную группу из трех
«классических» человек. «Классических» в том смысле, что очень удобно было
делить бутылку водки — на троих. Но водка стоила дорого, а наши тощие бюджеты
не позволяли заниматься этим делением так часто, как того хотелось бы. Может
быть, поэтому, а может, по какой-нибудь иной причине мы однажды додумались
явиться в местное отделение Союза писателей, в отдел пропаганды, и нагло
заявить:
— А не слабо вам дать путевки, чтобы мы
выступали?
Тут следует пояснить. У местных
писателей была распространена очень удобная форма заработка. Писатель брал
телефонную книгу и обзванивал подряд все организации. Текст, который он
произносил в трубку, был примерно такого содержания:
— Здравствуйте, вам звонят из Союза
писателей, писатель такой-то. Скажите, пожалуйста, у вас бухгалтерия есть?
Если на том конце провода неосторожно
отвечали, что у них есть бухгалтерия и штамп, писатель немедленно сообщал:
— Я иду к вам выступать.
Встреча с прекрасным не стоила
организациям никаких наличных денег, счет оплачивался перечислением. Поэтому
многие конторы, чтобы как-то развеселить и потешить своих скучающих работников,
соглашались на такие встречи, тем более, что сумма была не так уж и велика:
членам Союза писателей СССР платили пятнадцать рублей за выступление, не членам
Союза писателей СССР — тринадцать рублей, причем пять из этих тринадцати
уходило в кассу местного отделения Союза. За вычетами почтовых расходов автору,
рискнувшему выступать в той или иной организации, приходил почтовый перевод на
сумму семь рублей восемьдесят восемь копеек. Получалось без двенадцати копеек
восемь рублей. Конечно, мы это подметили, и наша группа из трех человек — Пенёчка,
Саши и меня — самозванно присвоила себе несколько необычный титул «Без двенадцати
восемь».
В отделе пропаганды сидели наши, в
общем-то, знакомые писатели, которые снисходительно отнеслись к затее трех
молодых людей и так-таки выдали нам путевки. И началось. В течение месяца мы
самым интенсивным образом литературно обслуживали овощные базы, библиотеки,
мелкие конторы и конторы покрупнее, выезжали в соседние совхозы и колхозы, в
районные центры, выступали в аптеках и даже в детских садах. Нельзя было
отказать нам в самокритичности. То один, то другой говаривал, как бы
поддерживая себя и товарищей:
— Ну, что вы? Пятнадцать минут позора —
и восемь рублей!
Это казалось неплохим стимулом к
работе, и мы работали.
Прошли месяцы, пока не настал час
первой расплаты. В бухгалтерии Союза сидела тихая, милая женщина Юлия Павловна,
бухгалтер. Она доброжелательно и безразлично окинула взглядом стесняющихся
молодых людей, говорящих нарочито громко и косым зрением пытающихся выловить из
ведомости свои фамилии. Когда последнее удалось, молодые люди были приятно
удивлены — в строчках ведомостей против наших фамилий числились трехзначные
суммы: сто один, сто три, сто два рубля. Почему-то все с небольшой разницей.
Это был триумф, это были деньги, взявшиеся как бы из ниоткуда, как бы из нашей
дури, из нашего озорства. Поэтому, получив их, мы сразу же пришли к тому
решению, к которому приходит всякая группа, состоящая из трех одинаково
мыслящих и одинаково воспитанных мужчин: мы пошли в магазин и купили вина, дабы
достойно отметить начало литературной синекуры.
Сценарий наших маленьких неожиданных
радостей всегда был, в принципе, одинаковым. Отличался он разве что нюансами,
местом проведения встреч и некоторым разнообразием возможных зрителей. На сей
раз сценарий тоже не предвещал никаких неожиданностей. Из ближайшего гастронома
мы отправились в ближайший скверик, где выпили три бутылки вина, из ближайшего
скверика перешли в другой ближайший скверик, где выпили еще пару бутылок, и уже
после этого по самой краткой дороге направились ко мне домой, где и засели
основательно.
Повторяющийся сценарий алкогольной радости
тем, наверное, и хорош, что не сулит неожиданностей, а тешит, как в религии,
именно своей гарантированностью — было бы количество и место. Что можно
отметить особо в качестве пикантного нюанса — о литературе и вообще о
творчестве наша команда не говорила. Это было не принято, никто из нас не
чувствовал особого позыва излагать свои литературные взгляды перед своими же
литературными подельниками. Мы говорили о чем угодно, только не о литературе. В
наших разговорах присутствовали коварные женщины, пьяные подвиги, мотивы
самобичевания, воспоминания о глупых или доблестных случаях из жизни,
представления о будущем, а также масса перемываемых костей родственников,
близких, знакомых, любимых и не очень любимых соседей по планете. Этим мы и
занимались всю дорогу с момента получения суммы в сто один, сто два и сто три
рубля. У нас было всё: хорошая компания, то есть мы сами, средства,
великолепное настроение. И как часто бывает в случаях, когда есть всё, нам,
конечно же, захотелось еще чего-то. И поскольку выпить больше того, что мы уже
выпили, не представлялось возможным, судьба повелела нам путешествовать.
Путешествие выглядело так. Двое — Пенёчек
и Саша — носили по друзьям и знакомым третьего, меня. Надо сказать, что среди
творческих людей исследование человеческих возможностей в крайних состояниях
жизни организма — обыденное, рядовое явление. Мы исследовали пределы своей
радости. Если вспомнить картину «Три богатыря», то Саша был Ильей Муромцем, Пенёчек
— Добрыней Никитичем, ну а я — Алешей Поповичем. В том смысле, что о невольных
зрителях этой картины Саша отзывался: «Этим дуракам и так сойдет», Пенёчек
говорил что-то более сдержанное, а я был готов выступать вообще без денег, то
есть бесплатно. Но как у великих русских богатырей была единая любовь к Родине,
так и у нас, троих невеликих и, собственно, не богатырей, тоже была, когда-то
великая, любовь… к себе, которая со временем, по мере нашего взросления,
измельчала до любви к бесшабашному веселью посредством выпивки.
Всё в природе совершается циклом, по
кругу. Мой круг в тот вечер замкнулся значительно раньше, чем у моих друзей.
Обойдя четыре или пять адресов, друзья вернули меня обратно, домой, бережно
уложили на диван, забыв снять ботинки, и со словами: «Да, этот сломался… Ну и
хрен с ним», двинулись дальше в поисках шестого, седьмого, восьмого пристанища,
где они могли бы поделиться неистощимой своей радостью и всё еще неистощимым
подарком Союза писателей, от которого оставалось у каждого из нас в кармане,
наверное, по шестьдесят или семьдесят рублей.
…Я спал безмятежным сном, когда два моих
более стойких, а значит и более творческих, талантливых товарища, направились в
дальний конец города, чтобы скоротать ночь в доме, всегда открытом для вот
таких случайных, падающих с неба, пьяных, бесцеремонных гостей. Слава Богу,
есть еще такие дома на земле. На трамвайном кольце, в тишине пустынной улицы,
под сенью темного неба ребят заловила милиция. У Пенёчка в одной из песенок я
запомнил пророческие слова: «И вот движеньем резвым я снасти размотал. Я был
почти что трезвым, но я не рассчитал». Сержант подошел к Пенёчку и строго
сказал:
— Мочиться в общественном месте не
положено. Пройдемте.
Саша тоже мочился в общественном месте
и ему тоже сказали: «Пройдемте». Творческие люди всегда охотно соглашаются с
силами справедливости, но реагируют с вызовом на предложения подобного рода.
Ребята «смотали снасти» обратно и прошли.
Существует поверье, что будто бы поэт
заговаривает свою судьбу наперед. Наверное, так оно и есть. Но вот что
любопытно — оказалось, что прозаик поступает точно также. Юморист Саша
множество раз писал, — да какое там писал, неоднократно предрекал в своих
произведениях, — о том, что встреча с казенным человеком, как и с казенщиной
вообще, ничего хорошего творческому человеку не сулит, поскольку встреча любой
системы со свободой — это всегда схватка антагонистов.
В милицейском опорном пункте ребят
разделили. Сашу увели в дальнюю комнату, заломили руки, связали их ремнем,
после чего уложили длинное, спортивное Сашино тело на стулья. Чемпион и
писатель лежал бледный от гнева и унижения. Наконец, он нашелся, чем ответить
мерзавцам. Саша поднял голову и, топорща усы, сказал со всем сарказмом, на
какой был способен:
— Вы, вы… Да как вы смеете! Да у меня —
высшее образование!
После этих слов милиционеры, которые, видимо,
не имели высшего образования, оживились особенно сильно. Они с явным
удовольствием принялись избивать высокообразованного Сашу. Филолог в соседней
комнате услышал звуки пыток и попытался вмешаться. Пенёчка бить не стали,
просто до обидности легко отстранили от участия в судьбе товарища.
Вдруг, не сговариваясь, ребята стали
хором кричать, что будут жаловаться, и называть наобум всевозможные фамилии
высоких милицейских чинов. Фамилии начальства подействовали на милиционеров
гипнотически: они перестали бить Сашу, а старший из них, тот, что командовал
опорным пунктом, даже позвонил в вытрезвитель. Вскоре оттуда прислали машину, в
коей и увезли писателя и барда.
В вытрезвителе потихоньку приходящие в
себя друзья также прибегали к испытанному приему и называли магической силы
фамилии работников МВД. Но здесь это помогало плохо. Возможно, за долгую
практику вытрезвления соотечественников работники ночного учреждения слышали и
кое-что почище. Здесь звучали речи и не такой силы, и не такого таланта.
…В восемь утра я был разбужен
патологически длинным звонком в дверь. Так долго давить на кнопку звонка мог
только Каменный Гость. На пороге стояли два моих разъяренных друга. Вместо
приветствия или нормального пожелания выпить, они наперебой стали требовать у
меня вещь, довольно странную для похмельного утра: они просили, чтобы я отвел
их в… прокуратуру. И надо же так случиться — у меня как раз был на примете один
знакомый прокурор.
— А зачем вам прокуратура? — сквозь
слипшееся нёбо и головную боль я кое-как выдавил из себя заинтересованность.
За десять минут сбивчивого, но очень
эмоционального, приправленного для пущей художественности густым матом
рассказа, я оказался в полном курсе всех ночных событий. С трясущимися руками
мы попили чаю и, ведомые праведным гневом, жаждой справедливости и лютой
ненавистью к системе, как истинно творческие люди, а именно — поборники
свободы, двинулись в прокуратуру.
Знакомый прокурор мрачно выслушал
энергичные объяснения Пенёчка и Саши. Шум их речей походил больше на крик
потревоженного воронья, чем на язык прозаика и поэта-филолога. Потом знакомый
прокурор с недоверием и недоумением посмотрел на меня и сказал:
— А ты где был, почему не с ними?
Пришлось объяснять, что я спал, что
был, в общем-то, «с ними», вместе со своими друзьями, но временно телесно
отделился. Он смерил меня таким взглядом, что я понял — на выражении «у меня
есть знакомый прокурор» можно навсегда поставить жирный крест.
Выслушав нас, прокурор поморщился,
покряхтел, наконец сказал, что ему некогда, и послал к своему помощнику.
Помощник сидел в кабинете напротив и был еще мрачнее, еще скучнее и, похоже,
сам с большого похмелья. Меня от дачи показаний отстранили сразу и выгнали из
кабинета слоняться на асфальт под окнами прокуратуры. Вскоре ко мне
присоединился Пенёчек: С Пенёчком пом. прокурора также побеседовать не
соизволил, оставив в кабинете только Сашу. Впрочем, и с Сашей он разговаривал
не дольше пяти секунд. Чемпиона подвела врожденная склонность к юмору не только
на бумаге, но и непосредственно в жизни. Когда Саша зашел в кабинет, помощник
прокурора встал изо стола, чтобы поздороваться и представиться, назвал свою
фамилию:
— Портфельский.
— Портфельский? — с ударением на первом
слоге уточнил-переспросил Саша.
Он хотел пошутить, чтобы завоевать
дружеское расположение, но помощник прокурора был человеком системы и поэтому
свободы не понимал. Он сказал:
— Разговор закончен, до свидания.
И Саша вышел вон.
Пороху у нас хватило еще на то, чтобы
посетить судебно-медицинскую экспертизу и получить справку на синяк, но и эта
справка не помогла. Вскоре на работу пришли «телеги» о том, что писатели по
фамилии №1 и №2 побывали в медицинском вытрезвителе, и надо бы принять по этому
поводу воспитательные меры. Ко мне на работу бумага не пришла, но всё наше
сообщество знало, что я был третьим, и долгое время поглядывало на меня как на
предателя и Иуду.
Не имея возможности отомстить системе,
Саша отомстил Пеньку. Он сочинил про него такое четверостишие:
Пенёчек был бардом,
гитарным певцом.
Стал алкоголиком,
даже истцом.
Жизнь продолжалась, продолжалось и наше
недоумение по поводу ее загадочности, непредсказуемости и несправедливости.
Увы, истину в вине мы так и не нашли, как не нашли мы ее тогда в правозащитных
инстанциях. Оставалось одно — искать в себе. А что там искать? Там поселилось
единственное желание — похмелиться.
По путевкам Союза писателей мы
выступали еще года полтора. Но интенсивность наших выступлений угасла, мы уже
не всегда выступали втроем, всё чаще случалось, что каждый из нас по
отдельности звонил в очередную контору и спрашивал:
— У вас есть бухгалтерия? А печать?
«Без двенадцати восемь» уже не радовали
так, как вначале. Может быть, мы стали зарабатывать больше в других местах,
может быть, умерились наши потребности в гарантированной радости. А может, мы
сами начали терять свою свободу и всё больше и больше опираться на систему, так
ненавидимую нами. Саша стал редактором городской газеты, Пенёчек
—республиканской, а я, как мне кажется, так и остался Алешей Поповичем: хоть и
не пью нынче, а всё равно готов петь бесплатно.