ЧАСТЬ 3

 

(этот блок расшифровок наших бесед с госпожой О. сделала юная моя коллега Татьяна Татаринцева).

 

*******************

 

         Щедрость зрелой весны пахнет нежностью.

 

         Слово – ниточка от одного сердца к другому. Ниточка протягивается пониманием. Не знаешь слова – не повязан с человеком.

         Языки разные и слова разные. В одном языке сосуществуют многие. Местечковые, рабочие, любимые слова оформляются в особые наречия. Человек выплетает свои ниточки, для своих людей. Через особое слово он роднится с одними и отдаляется от других.  

 

      Солирующая партия принадлежала музыке памяти. За радостью и беспечностью памяти внимательно наблюдает Дирижёр, сопоставляя человеческие мечты, надежды и обещания друг перед другом с тем, что уже случилось, сбылось.

 

      Всякое воплощение жизни стремится к животворящему источнику восстановления, воскрешения. Всякий источник (идея, слово) вне земли – не животворящий по сути своей.

 

         Действенно ли слово?  Да, слово афоризма – сконцентрированное, максимально загруженное смыслом – хранит потенцию научения, оно говорит с человеком. Условие понимания – совмещение словесного рисунка афоризма и языковой карты человека, схожесть систем кодировки смысла. Свет можно объяснить через солнце, лампу, свечу. Если совмещение состоялось, если рисунок совпал с некоторой областью карты, слово обретает силу примера, наглядность и действенность.

 

         Словесные формулы жизни не просто запоминаются рифмованными строками и афоризмами. Вместе с пониманием и принятием смысла высказывания в памяти сохраняется особая эмоция, особое состояние – иногда это физическое состояние человека или окружающего (запах, освещение, цвет). Вспоминается формула – преображается весь человек, его дух и тело. Как после ледяной воды – кристаллизация мысли и осязания. Организм готов к свершениям, преобразованиям, развитию. Воспринятое слово – импульс к жизнедеятельности.    

 

         Готовность верить истинности слов за подписью «психолог», «доктор наук» – это умерщвление разума и отказ от ответственности за себя, за свою жизнь. 

 

      Опыт передаётся словно невзначай. Цепочка случайностей, которая складывает жизнь и связывает жизни, перебрасывается из уходящей в следующую.

     

         Создание текста, создание мира и самого себя. Есть три пути.

      Самоутверждение. Акцентируется талант, красота, объём текста. Результат – здесь и сейчас. Результат – собственное Я, прекрасно воплощённое, но замкнутое, без потенции преобразования. Лучше, если это не путь – лишь стадия развития. 

      Самовыражение. Проявляется опыт, знание, богатство внутреннего мира, соперничающего с внешним. Диапазон результата – от «поделиться впечатлениями» до «показать возможную модель творения». Это путь писателя, ищущего и открывающего себя в чужом и своём тексте.

      И, наконец, выражение мира, когда «само» исчезает, отпускает. Проговаривается не личность, а время. В результате летописец, не выполняющий не внутреннего, не внешнего заказа, запечатлевает созревшее словом. Мир как он есть говорит через тебя.

 

         Самостоятельность означает не зависеть от кого-то и не делать кого-то зависимым от себя. Это не боязнь ответственности. Это желание своей ответственности, желание собственной и чужой свободы.

 

         Информация, как попавший под ноги покалеченный зверь из сказки: «не бросай меня – я тебе пригожусь». Нести зверя на себе тяжело, хлопотливо. Постоянно помнить надобно, заботиться, подкармливать. Герой сказки зверя не бросает из жалости и надежды на исполнение обещания, конечно. Но и награду получает соответственную – по-царски щедрую.

      Человек из обычной жизни просьбам-обещаниям не верит, помнить и заботиться не желает – лениво очень. Время приходит, он и дело не делает, и награда мимо него: не потрудился даже слово с места на место переправить.

 

         Острота восприятия мира загоняется в рамки «знаковости». Мозг жадно выискивает совпадения, предзнаменования. Мозг истощается, зацикливается; становится самопожирателем, питаясь собственным бредом.

          Можно удержать сознание, направить его в иное русло. Не отслеживать, но и не пренебрегать, сохранять чуткость к логике происходящего. В твою жизнь пришло что-то – значит ты нужен и тебе нужно. Действуй.

 

         Человек есть то, что он ест.

      Формула универсальна. Полуфабрикаты предлагаются для питания не только тела, но и души. Полумысли, полуслова разложены на конвейере телевидения, газет, книг – подойди и возьми.

      Форма пищи определяет и способ её принятия. Полуфабрикаты поглощаются, проглатываются.

      Душе следует кормиться – не есть, не питаться. Кормиться – значит добывать пищу. Пусть в небольших количествах, но потребную, настоящую – стоящую.   

 

         Информация как молоко: работать с ней следует пока свежая, пока не прокисла.

 

      Свет нуждается в проводнике, в человеке. Темнота приходит самостоятельно.

 

         Хороший руководитель – это путеводитель.

 

          Великий дар – принимать чужую идею, чужую жизнь как свою. Быть сомыслителем. Быть сподвижником.

 

         Мудрость не зависит от возраста. Это опыт души, опыт духовного прозревания и созревания.

      Но люди — существа не одного-единого слова. Мы думу говорим по-разному, называем различно. Потому не понимаем, не замечаем мудрости и схожести друг в друге. Словесность часто зависит от лет. Нечуткие взрослые, обосабливаясь в своём «взрослом» языке, не хотят слышать детского слова, а дети – говорить взрослой мудростью.

 

         Сравним людей с приспособлениями для управления электричеством, где электричество – сама жизнь. Есть «выключатели» – любая идея, любое действие останавливается, обесточивается. Есть «включатели» – генерируют суть, замыкают цепь для движения зарядов. Есть «включаемые» – провода, кабель – стабильная работа в темпе. А «выключаемый» кто? Прикоснёшься – нет электричества. Попробуй найти, где разомкнулась цепь.

 

         Человеку избыточному, творящему необходимо избыточное, творческое общество, как сильному пахарю нужна плодородная земля. Тогда генерируется, тогда возделывается культура. Собирается урожай животворящего, хлебного – того, что кормит.

 

         Басня тем хороша, что любопытным сюжетом человека завлекает, случай из его собственной жизни рассказывает, а внезапным финалом, метким словом подытоживает и совесть человека один на один с ним оставляет.

 

      Человек в поле зрения и одновременно вне пространства души. Видимо, у души особая структура, как у шестерёнки. Не подошли разъёмы друг другу – или на переплавку, или в следующий механизм. Можно, конечно, царапаться, деформировать, тогда и здесь работа встанет, и на другую службу без основательного ремонта не сгодишься.

 

         Когда стараешься для других, результат лучше, добротнее. К собственной оценке ожидаемого результата добавляешь ещё одну, учитываешь её. Это форма ответственности, не ограничивающая свободу, потому что тобой принимается добровольно, а другого к участию не обязывает.

??

 

??

 

??

 

??

 

 

 

 

4

 

 

Hosted by uCoz