Сережечка Гулин, хороший наш редактор «молодежки» образца конца 80-х, несколько раз пытался реанимировать газету, издававшуюся с 1921 года и погубленную в эпоху перестройки… (Л.Р.)

 

 

                                2КОНЦЕПЦИЯ

              издания еженедельника "Комсомолец Удмуртии"

 

   В настоящее время газетный рынок Удмуртской Республики, по существу,

монополизирован: бюджетные "Известия УР" и "Удмуртская правда" отражают

спектр мнений,  близкий к официальным кругам;  заметен поворот в том же

направлении и в политике коммерческих "Недели Удмуртии" и "АИФ в Удмур-

тии". В "НУ",  кроме того, наблюдается поверхностность в оценках ситуа-

ции в стране,  непоследовательность в освещении позиции сторонников ре-

форм. Отсутствие издания, восстанавливающего баланс интересов различных

общественных групп,  чревато самыми негативными последствиями, и прежде

всего -  скрытием или искажением "неудобной" для правительства информа-

ции, развертыванием пропагандисткой  кампании  поддержки  экстремистких

взглядов. Можно легко просчитать, чем это может обернуться в преддверии

федеральных и  президентских  выборов.

   Еженедельник "Комсомолец  Удмуртии"  будет  представлять из себя тот

информационный канал, который сможет препятствовать односторонней идео-

логической обработке населения.

   Приоритетами газеты являются:  объективность и здравый смысл,  отказ

от бульварной формы подачи информации,  аналитичность, уравновешенность

и компетентность,  высокий интеллектуальный и духовный уровень материа-

лов и в то же время их доступность для широкого круга читателей.

   Поскольку городской газеты в Ижевске нет,  на первый план  выступает

защита интересов столицы Удмуртии, где сосредоточены крупнейшие промыш-

ленные предприятия и финансовые структуры. Газета будет поддерживать те

шаги городских  и  районных властей,  руководства предприятий,  которые

объективно направлены на становление цивилизованного рынка, рост произ-

водства товаров  и  услуг.  Газета  будет иметь гуманитарную направлен-

ность: защищать права человека  и  гражданина,  отстаивать  духовные  и

культурные ценности нашего народа.

   Еженедельник будет опираться на широкий авторский актив. К сотрудни-

честву в газете планируется привлечь авторитетных ученых,  юристов, по-

литиков, экономистов, специалистов в различных отраслях знания.

.

                                 - 2 -

 

   Отражаемая тематика:

   - события, значимые в жизни города и республики;

   - деятельность администрации г.Ижевска, служб и подразделений города;

   - динамика  экономических  показателей и анализ ситуации в экономике

республики;

   - политические кампании,  лидеры партий и избирательных объединений,

предвыборная борьба;

   - история города и республики;

   - "маленький" человек и его проблемы;

   - вопросы образования;

   - события в области культуры;

   - правовая культура и криминальная хроника;

   - спорт и здоровый образ жизни.

   По характеру публикуемых материалов газета адресована, прежде всего,

читателям, интересующимся политикой и судьбой экономической  реформы, и

в то же время еженедельник будет учитывать запросы тех, кто ищет в газе-

те просто доброго советчика и собеседника. Рынок потенциальных покупате-

лей составляет от 50 до 100 тысяч человек.

   Еженедельник "Комсомолец  Удмуртии" участвует в общественно значимых

акциях и кампаниях, а также является их организатором.

 

 

                                    Автор проекта концепции -

                                    журналист Сергей Гулин

 

 

 

 

                               2БИЗНЕС-ПЛАН

                       организации производства

                     газеты "Комсомолец Удмуртии"

 

 

                               ВВЕДЕНИЕ

   Анализ существующих в Удмуртии средств массовой информации показыва-

ет отсутствие серьезного общественно-политического издания, представля-

ющего точки зрения, отличающиеся от позиций властных структур. Действи-

тельно, если оставить в стороне газеты Верховного Совета и Совмина, где

возможности публикации иных мнений весьма проблематичны,  в Ижевске из-

дается лишь две газеты,  которые могли бы выполнять эту функцию. Однако

их специфика и генезис не позволяют  расчитывать  на  реализацию  такой

возможности.  "Неделя  Удмуртии" зарождалась как рекламное приложение и

по сути своей осталась рекламным носителем, слабо заботясь о журналист-

ких кадрах и выверенности позиции,  которая продолжает зависеть от ком-

мерческих и конъюнктурных соображений.  "АИФ в Удмуртии" занимает  нишу

"газеты про все",  т.е. выбрал имидж газеты-дайджеста, где, несмотря на

довольно сильное журналисткое обеспечение,  руководство  обеспокоено  в

основном сенсационностью и экзотичностью материалов,  перепечатанных из

российских газет,  или созданных в результате заграничных командировок,

и  в  меньшей степени - реалиями политической и экономической жизни се-

годняшней Удмуртии.  Не говоря уже о том, что один из главных учредите-

лей  этой газеты вошел в состав Госсовета,  и можно ожидать в ближайшем

будущем ориентации редакции на структуры,  с которыми он будет блокиро-

ваться в законодательном органе.

   Отсутствие на газетном рынке республики издания демократической нап-

равленности в  условиях всеядности коммерческих и ангажированности бюд-

жетных средств массовой информации создает почву для роста  агрессивных

настроений и отката общественного сознания на позиции идеализации тота-

литарного прошлого.

 

.

                                 - 2 -

   Уроки предвыборной кампании и итоги выборов в Госсовет УР  позволяют

предположить  необходимость появления газеты,  непосредственно влияющей

на формирование  активного  электората сторонников реформ и демократии.

Решая задачу достоверного и своевременного информирования  населения  о

процессах и лицах,  определяющих судьбу и влияющих на жизнь республики,

газета может стать центром разработки идей,  альтернативных  официозным

или номенклатурным.  Тем самым,  с одной стороны, новое издание поможет

подготовить "своих" избирателей,  а с другой - сблизить позиции отдель-

ных  блоков и группировок с целью иметь достаточное представительство в

российском и удмуртском парламентах.

   В конце 80-х - начале 90-х годов подобную роль выполнял еженедельник

"Комсомолец Удмуртии".  Газета,  по сути, первая в республике встала на

путь демократической, рыночной ориентации и сумела завоевать своего чи-

тателя, соответственно проголосовавшего на выборах 89-го и 90-го г.г. В

выборах 95 г.  эти избиратели, надо думать, участия не принимали. Боль-

шая часть избирателей,  преимущественно среднего и  старшего  возраста,

находилась под влиянием как явных неудач московских реформаторов, так и

активной пропагандисткой обработки проофициальных изданий Удмуртии.

   Принимая во внимание эти и другие факторы,  представляется целесооб-

разным сохранить для нового  издания  название  "Комсомолец  Удмуртии".

Опыт  центральных  газет ("Комсомольская правда",  "Московский комсомо-

лец") свидетельствует о том,  что прежние названия у массового читателя

ассоциируются только с позицией газеты,  а никак не с намерением реани-

мировать комсомол. Кроме того, эти газеты уже давно не считаются исклю-

чительно молодежными. Одним словом, название - это только марка товара,

приобретая который потребитель вправе рассчитывать на определенное  ка-

чество.  Восстанавливая название "Комсомолец Удмуртии", издатели как бы

подают знакомый сигнал читателю,  что выгодно прежде всего  с  экономи-

ческой стороны,  поскольку способствует успешному освоению рынка и ско-

рейшему выходу газеты на самоокупаемость.

 

.

                                 - 3 -

 

                       ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ГАЗЕТЫ

    Еженедельник, объем 12 - 16 полос,  формат А3,  тираж 40 тыс.  экз.

    Планируемый тираж газеты базируется на следующей посылке: в сжатые

сроки сформировать устойчивый спрос, и на этой основе достичь оптималь-

ного соотношения между главными затратами  на  производство  (стоимость

бумаги и типографские расходы) и доходами,  основной источник которых -

реклама на страницах издания.  В то же время, следует иметь в виду, что

объем  рекламы  не может увеличиваться безгранично,  ибо это приведет к

профанации целей издания и нивелированию его лица, а в конечном итоге -

и  к  экономическому краху газеты,  поскольку "младший брат" издающихся

рекламных еженедельников мало кому будет нужен.

   Другой естественный  ограничитель  доходной части - невысокая плате-

жеспособность населения,  не позволяющая определять цену исходя из  ре-

альных затрат на производство и доставку газеты потребителю.

   Опыт и интуиция подсказывают,  что успешно решить эту задачу  сможет

команда исполнителей,  способных искать нестандартные подходы и вовремя

корректировать движение к цели.

   Во-первых, газета должна сразу же мощно заявить о себе.  Лучшей рек-

ламой вновь появившемуся изданию будет конкурентоспособность  публикуе-

мых материалов,  привлекательный дизайн, доступность цены и высокое по-

лиграфическое качество исполнения.  В определенной степени  рискованный

тираж  40 тысяч экземпляров в первый месяц выхода газеты при соблюдении

других условий не может не привлечь к ней внимания читателей.  Конечно,

в данный момент трудно прогнозировать рынок сбыта, который зависит и от

организации распространения.  Успех здесь определяют прежде всего  воз-

можности финансирования, имеющиеся у учредителей. На этом этапе при не-

востребованности части тиража может возникнуть  необходимость  дополни-

тельных денежных вливаний в связи с недостаточной пока активностью рек-

ламодателей. В противном случае придется снижать тираж, что нежелатель-

но во всех отношениях.

 

.

                                 - 4 -

    Во-вторых. Расчеты  показывают,  что  уже на подготовительном этапе

редакции следует создавать свою службу распространения газеты в розницу

и ее доставки подписчикам (в перспективе). Работать в ней могут студен-

ты и незанятые.  Такой подход гораздо выгоднее использования традицион-

ных посредников при продаже товара ("Роспечать"  и  почта).  Достаточно

сказать,  что  "Роспечать"  в  настоящее  время  отрезает 40 %  от цены

поставщика,  а почта забирает с каждого экземпляра,  доставляемого под-

писчику,  130 рублей (150 рублей во втором полугодии).  Создание службы

распространения значительно снизит эти затраты.  Однако следует иметь в

виду, что  организовать  такую  службу на первых порах реально только в

Ижевске.

   В-третьих. Для экономии средств,  большей мобильности и  оборачивае-

мости финансовых ресурсов было бы разумным рассмотреть целесообразность

создания связанной с газетой небольшой холдинговой компании,  в которую

могли бы войти отдельные предприятия, фонды, финансовые структуры.

   Еще несколько  предварительных замечаний.

   Еженедельная форма выпуска  разработчиками  бизнес-плана  избрана  в

связи с дороговизной проекта ежедневной газеты (увеличение штата,  про-

изводственных площадей и мощностей,  резкий скачок затрат на доставку и

т.д.). В  то  же  время  при  ритмичной  рентабельной работе редакции и

нормальном развитии производственной базы в перспективе организация та-

кой газеты - дело реальное (см. Приложение N5).

   Что касается  формата А3,  то это общепринятый размер еженедельника.

Выпуск предлагается начать с 12- или 16-полосного варианта (см.  Прило-

жения  NN2,3)  с постепенным наращиванием объема.  Определенные преиму-

щества такого подхода состоят в узнаваемомости модели прежнего  "КУ"  и

относительной дешевизне производства.  Недостатки - наличие на газетном

рынке более внушительных по объему  еженедельников"Неделя  Удмуртии"  и

"АИФ в Удмуртии".  Эти минусы в какой-то степени могут быть нейтрализо-

ваны большей информативностью нового еженедельника,  грамотной  подачей

материалов, серьезным и глубоким анализом, что позволит завоевать дове-

рие читателей.

 

.

                                 - 5 -

   Редакция состоит из 5 - 6 штатных работников (гл.редактор, три - че-

тыре его заместителя, ответственный секретарь) и 15 - 35 сотрудников по

контрактам. Численность работающих варьируется в зависимости от избран-

ного варианта выпуска газеты.

   До выхода  первого  номера  необходим организационный этап продолжи-

тельностью до 3-х месяцев, который потребует существенных инвестиций.

 

                  ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА И ФИНАНСИРОВАНИЯ

 

    2Затраты начального этапа организации газеты.  0Разработчики исходят из

того, что становление газеты невозможно без периода достаточно  крупных

денежных вливаний со стороны учредителей для организации выпуска перво-

го номера и бесперебойной работы редакции в будущем.  Минимальные необ-

ходимые  затраты  этого  этапа  составляют сумму в 123 750 долларов США

(см.  Приложение N1).  Безусловно, отдельные статьи расходов могут быть

сокращены  за  счет  предоставления учредителями (спонсорами) в безвоз-

мездное пользование и распоряжение редакции того или  иного  оборудова-

ния.

    2Выпуск 12-полосного еженедельника.   0Смета доходов и расходов рассчи-

тана на производство газеты на базе Ижевского полиграфкомбината с расп-

ространением всего тиража через "Роспечать" (в розницу) и почту. Следу-

ет отметить,  что за полгода только на цели печати газеты при тираже 40

- 45 тыс.  экземпляров планируется израсходовать в общей  сложности  49

тыс.  740 долларов,  или 248 млн.  700 тыс. рублей по апрельскому курсу

(см. Приложение N2).

    2Выпуск 16-полосного еженедельника.  0Смета рассчитана на выпуск газеты

на собственном полиграфическом  оборудовании  и  с  привлечением  своих

распространителей. При условии невысокого процента списания тиража уро-

вень доходов позволяет газете развиваться быстрыми темпами,  наращивать

объем  еженедельника,  закупать  дополнительное оборудование и т.д.(см.

Приложение N3).

 

.

                                 - 6 -

    2Необходимость приобретения офсетных машин.  0Существующие на полиграф-

комбинате расценки достаточно высоки (1,0 млн.руб.  за изготовление  10

тыс.  экз. газеты форматом А2 - "Удмуртская правда") при неудовлетвори-

тельном качестве исполнения,  которое не позволяет улучшить высокая пе-

чать.  Весь мир давно перешел на офсетную печать,  преимущества которой

неоспоримы: возможность использования нескольких цветов, точность в пе-

редаче иллюстративного материала и т.д. Оборудование для офсетной печа-

ти стоит недешево.  Однако простой расчет показывает,  что для  выпуска

16-страничного еженедельника тиражом 40 тыс.экз.  в течение 4-х месяцев

(16 номеров) сегодня нужно заплатить  полиграфкомбинату  192  млн.руб.,

что  превышает  стоимость двухцветной офсетной машины (190 млн.  руб.).

Разумно ли отдавать такие деньги?  Думается, что собственная полиграфи-

ческая база гораздо выгоднее,  поскольку окупается за те же 4 месяца. В

перспективе потребуется расширять газету,  печатать листовки, выполнять

другие работы.  Несомненно,  оборудование, имеющееся в распоряжении ре-

дакции, позволит делать это с наименьшими затратами.

    2Расход материалов и расценки на услуги.   0Все расчеты в сметах произ-

ведены исходя из существующих в апреле 95 г.  расценок с переводом их в

долларовый эквивалент (см. Приложение N4).

    2Финансирование.  0Предполагается   создание   акционерного    общества

закрытого типа,  в  котором участники - учредители газеты - будут обла-

дать соответствующими пакетами акций, дающими как право публикации рек-

ламы и материалов определенной площади, так и право на пропорциональную

долю имущества газеты в случае ее ликвидации.  Все детали взаимоотноше-

ний между участниками определяются Уставом и Учредительным договором АО.

 

 

                          Проект бизнес-плана разработали:

                          Сергей ГУЛИН, журналист

                          Дмитрий МИРОНОВ, экономист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz