ЮЛИЙ КИМ: "ПЕРЕДО
МНОЙ ОБРАЗОВАЛАСЬ СТРАННАЯ КАРТИНА"
Интеpвью
ведет ЛЕВ РОДНОВ
В
течение трех недавних дней взыскательная ижевская публика могла приобщиться к
творчеству одного из корифеев авторской песни - Юлия Кима. Столичный гость был
прост и искренен. Для пятидесяти восьми лет он выглядит как юноша, а интерес
его ко всему неистощим. Не ему встречающие, а он, прямо с вокзала, начал
задавать вопросы: "А кто это? А что это? А как вы здесь живете?" У
настоящего Поэта не бывает возраста, поэтому он многих удивляет или даже
смущает любопытством. "Не покидай меня, Любовь! Не оставляй меня,
Надежда..." Слышите? Великая сила заключена в Слове! Оно словно специально
создано для заклинаний. Лишь бы они всегда были светлыми. А этот выбор каждый совершает
сам.
@ВОПРОС
= - Юлий Черсанович, вас, наверное, спрашивали о том, как вы пишете, когда,
где?.. Давайте сразу зададим вопросам несколько иные координаты: зачем вы
пишете?
-
На... этот... вопрос... душа отвечает своей... деятельностью. Нет четких
формулировок. Что бы я сейчас ни сказал, я хочу (как бы пошло это ни звучало)
помочь своей стране и своему народу. Я это делаю для того, чтобы
самоутвердиться. Все будет так и не так. А самое главное - все сказанное насчет
души бывает пошло и плоско относительно того, о чем хотелось бы сказать. На
этот вопрос ответа нет.
@ВОПРОС
= - Много ли в вашем внутреннем мире живет вопросов, на которые не существует
ответов?
-
Безусловно. Как, наверное, у многих людей. Должны быть у человека вопросы,
которые мучают его до конца дней. Федор Михайлович Достоевский, например, так
до конца и не справился, по-моему, с вопросом есть ли Бог. Я думаю, многих и
сегодня эта проблема волнует. Во всяком случае, я точно принадлежу к числу этих
людей. Есть и другие проблемы. Скажем, "мера ответственности",
"границы свободы", "сочетание совести и свободы воли" - это
все громадные проблемы, которыми занимается каждый живущий.
@ВОПРОС
= - "Безответные" вопросы содержатся внутри нас или мы их сами
"ищем"?
-
Они возникают из повседневности.
-
Вы меня извините за разговор о невидимых вещах, но усиливать голос одного до
коллективного звучания - бессмысленно по поводу очевидности...
-
А почему вы просите извинения? Все так.
@ВОПРОС
= - Знаете, Юлий Черсанович, иногда у меня возникает отчетливое ощущение, что в
мире наступило перепроизводство... слов. Или цифр. Или фактов. Как хотите. Даже
перепроизводство духовного - произведений искусства. Уже заметна теснота от
желающих "самовыразиться". В природе ведь нет никакого
"искусства".
-
В природе человека есть стремление к искусству.
@ВОПРОС
= - Искусственная эволюция?
-
Нет, ну почему же "искусственная эволюция"? Это все-таки естественно.
Желание людей заниматься искусством сопровождает их на всех ступенях развития,
на всех ступенях истории. Конечно, существует еще и такой феномен, как
сомнение, но он, мне кажется, дан исключительно для развития. Человек, как бы
то ни было, продолжает развиваться. И на всех этапах его развития стремление
заниматься искусством постоянно: от самого примитивного до сверхтонкого,
сложного... Элитарного. Ничего дурного в такой натуре человека, мне кажется,
нет. Наоборот, искусство - непременное условие существования человека. Похоже,
что так.
@ВОПРОС
= - Искусство как поход к Истине?
-
Совсем не обязательно. Интересно, к какой "истине" стремился пещерный
человек, изобразивший на стене пещеры быка?
Ритуал, скорее всего. Искусство обслуживало
жизнь. Никто ни к какой "истине" не стремился. В нынешнем искусстве
очень много, мне кажется, того начала, которое я бы назвал - очень осторожно! -
началом игровым: стремлением передразнить природу, подражать ей, улучшить ее,
как-то откликнуться своим особенным эхом. Натура - дама капризная... Можно
бежать от нее, а можно пытаться хоть как-то отражать в своем творчестве. Это
очень свойственно человеку и это, - одна из сторон его духовной деятельности, в
которой он всегда нуждается.
@ВОПРОС
= Культура, увы, не живет сама по себе. Ей нужна "нянька" - это очень
смущает полностью опрощенный, целиком естественный взгляд на вещи.
-
Смешно. Действительно, существует, скажем, порода декоративных собачек, которую
сама природа не вывела бы никогда! Уж не говорю о декоративных цветах, каких-то
растениях: пойдем дальше - сортах винограда, которые без вмешательства человека
никогда бы не появились на свет. Ну, в животноводство - ха-ха! - не будем
вторгаться. Существует, мне кажется, скорее сотрудничество с природой, а вовсе
не насилие над ней. Впрочем, насилия тоже хватает. Но это - не искусство.
Потому что искусство все время соотносится, но никогда не губит. Хотя... Чтобы
учредить какой-нибудь английский парк, вырубают прекрасную рощу...
@ВОПРОС
= - Окультуренная яблоня без ухода человека дичает. Куда-то возвращается.
Вопрос: к чему или к кому возвращается яблоня?
-
Я не знаю. А что вы сами видите в этом плохого или хорошего?
@ВОПРОС
= - Я наблюдаю некий процесс, в котором усматриваю проблемы всей цивилизации:
экологичен ли сам феномен культуры?
-
Да... Это вы сильно загнули! Я как бы понимаю, о чем идет речь, но я бы отделил
одно от другого: не надо смешивать культуру потребления и культуру освоения,
культуру игровую - связанную с эстетической прихотью человека. Потребительство
я имею в виду в самом первичном варианте: потребность быстрее передвигаться -
автомобили и железные дороги; распахивание земель - пища, одежда; энергия -
электростанции. Все для естественных вроде бы нужд. Возникает радиация и
химизация всей страны... Это, конечно, тоже цивилизация. Культура и искусство -
совсем другое: потребительская цивилизация действует за счет природы, культура
и искусство - по крайней мере не в ущерб ей. Человечество, кажется, уже
додумалось, что, идя и дальше по пути этой цивилизации, он может обрубить себе
концы. Вот... Мы - не о том?
@ВОПРОС
= - О том.
-
В общем, вопрос научно-технического насилия над природой, Я думаю, уже
тривиален. Мы, люди, обязательно вернемся к благородным вещам; техногенный этап
- это, наверное, всего лишь досадный период в нашем общем развитии.
Экологическая экспертиза была недоразвита в самом начале. Теперь - многое видим
и можем просчитать. Земляне вполне осознанно бьют тревогу. Очень хорошо.
@ВОПРОС
= - Значит действительно "цивилизационная ненасытность", которая
начинает себя осознавать, называется экологией?
-
Наоборот. Осознание экологического кризиса начинает обуздывать
"ненасытность". Уже существует огромное регулируемое экологическое
движение. Государственное регулирование рождаемости в Китае, например. Грубая,
странная, примитивная - но, тем не менее, попытка руководить! Предотвратить
взрыв демографический. Отчего же нельзя представить таких же усилий для всего
человечества?! Да сплошь рядом! Даже в
нашем варварском обществе и то, какие-то экологические судороги уже
происходят...
@ВОПРОС
= - Ой ли? По-моему, совершенствуется все тот же "хватательный
рефлекс": сегодня он учится хватать... невидимое.
-
Ну!.. Так можно дойти до того, что Толстой был прав в своем отвращении к
театру, а вся музыка (в том числе и религиозная) - вообще не нужна... Хе-хе!
Если рассматривать так, то искусство создает лишь новое поле для потребления.
Для услаждения так называемой души. И все. И ни к какому добру не призывает. В
самом деле, были же эсесовцы, которые любили Моцарта... Но есть и другой взгляд
на вещи: ни один из эсесовцев не был конченным человеком!
@ВОПРОС
= - Именно духовность позволяет брать в руки обоюдоострый меч прогресса и не
быть при этом эсесовцем.
-
Согласен. Значит, существует все-таки в человеке возможность опираться на
доброе начало?
@ВОПРОС
= - Да...
-
Так о чем мы тут говорим?!
@ВОПРОС
= - Я вижу печальную картину над Россией: происходит колонизация ее
интеллектуального и духовного пространства. В моем паспорте записано: сын.
Когда я с ним общаюсь, мои чувства доносят другое: я имею дело с
одиннадцатилетним "американцем"...
-
Все, все понял! Я, наконец, понял, что вас беспокоит. Это беспокоит и меня. Но
я смотрю на вещи чуточку иначе. Это "иначе" объясняется разницей
между краткостью человеческой жизни и длительностью общих, исторических
процессов. Выражаясь проще, можно утверждать, что душевное развитие людей
находится еще в самом зародыше... Меня поразило наблюдение - уж не помню кого,
- что человеческий "душевный возраст" не превышает уровня развития
пятилетнего. Передо мной даже образовалась странная картинка, рисующая то, что
происходит за гробом: я представил, что там человеческая душа вдруг становится
равна самой себе, и там все наши души становятся строго
"пятилетними", "трехлетними"... Точного уровня на
сегодняшний день я не знаю. Но миллион лет назад она наверняка была меньшего
возраста, величиной, скажем, в "год", "два"... Мне
представился такой загробный "детский садик", где бегают пятилетний
Гитлер, пятилетний Сталин, пятилетний Ленин... Они - играют, забавляются,
обижаются, льют слезы и совершенно не озабочены тем, чтобы сообщить сюда о том,
как там живется. Им это просто в голову не приходит!
Человечество
продолжает решать задачу, которую сформулировали еще Маркс с Энгельсом. Они
сформулировали ее грубо, я бы даже сказал, - бестактно. Энгельс над гробом
Маркса сказал, что Маркс открыл, в сущности, очень простую вещь: человечество,
прежде чем заниматься науками, искусствами, философией, должно есть, пить и
одеваться. И вот из этой очень непростой задачи - всем наесться, напиться и
одеться, - пока мы не выросли. И потребительский "хватательный инстинкт"
простирается на все области нашей деятельности: действий, искусств,
религиозной... Здесь мы имеем парадокс "эсесовца, слушающего
Моцарта"!
@ВОПРОС
= - Хорошо. Наесться, напиться... А - наговориться?
-
Конечно! Это происходит все время! Человек никогда не сможет избавиться от
желания осознавать. Трудно что-то сказать по-настоящему другому, а еще труднее
- сказать самому себе... У-уу! Тут есть такие табу! Особенно в нравственных
вопросах, в вопросах моральной самооценки. Тут такие еще непроходимые джунгли!..
@ВОПРОС
= - Никто не умеет слушать. Слишком многие научились говорить. Слушать сегодня
- экологический подвиг.
-
Всегда с этим дело обстояло плохо. Если посмотреть на политических ораторов
России, то как была их крикливость истерична век назад, такой она и осталась.
"Перепроизводство" ненастоящих слов присутствовало на планете всегда.
Неумения слушать всегда было больше, чем умения это делать.