ИГРЫ С ДЕТЬМИ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ.

 

"ГДЕ ЗВУЧИТ?"

 

Возьмите погремушку, колокольчик или пищащую игрушку. "Звените" предметом то

справа, то слева от ребенка, также сверху и снизу, обходите кроватку кругом.

Разговаривайте. Спрашивайте: "Сереженька, где колокольчик звенит? Динь-динь!

Во-от он где звенит. А сейчас где? Ну-ка, посмотри. Вот он где". Главное,

чтобы малыш поворачивал голову на звук - это развивает слуховое внимание.

 

"ГДЕ ФЛАЖОК?"

 

Возьмите в руку яркий флажок, постарайтесь, чтобы малыш поймал его взглядом.

Разговаривайте, перемещая флажок: "Где флажок? Ну-ка, ну-ка, посмотри. А вот

он где! Ой, исчез. Куда же он подевался? А он вот где..." Добивайтесь, чтобы

ребенок не только поворачивал голову, но и следил глазами за флажком. Если

вы кормите ребенка из соски, подносите соску то с одной, то с другой

стороны. Эти игры развивают зрительное внимание, умение следить за

движущимся предметом.

 

"ПОДНИМИ ГОЛОВКУ"

 

Положите ребенка на живот, поддерживая голову так, чтобы он не стукнулся

лбом. Разговаривайте и поощряйте желание поднимать и удерживать головку.

Затем возьмите малыша на руки, прислонив к своему правому плечу. Старайтесь,

чтобы маленький, находясь в таком положении, приподнимал головку и опускал

ее на плечо. Когда же он научится удерживать голову, держите его на руках

дольше, ласково разговаривая или напевая песенки.

 

"ЗАХВАТЫВАНИЕ ИГРУШКИ"

 

Наклонитесь над лежащим ребенком и покажите яркую погремушку. Пусть он

поймает ее взглядом, подвигайте ею и опустите ниже. Если ребенок не

протягивает руки, тогда сами вложите игрушку в его ладошку. Затем подвигайте

руку ребенка с погремушкой. Играя с ним таким образом, добивайтесь в

последующих занятиях, чтобы ребенок сам пытался захватить ее. Подвешивайте

игрушки над кроваткой так, чтобы, размахивая руками, ребенок наталкивался на

них, мог захватывать, рассматривать и ощупывать. Форма игрушек должна быть

удобной для захватывания.

 

"СО СПИНЫ НА ЖИВОТ"

 

Необходимо поощрять любое желание ребенка двигаться, особенно

переворачиваться со спины на живот. Положите сбоку справа яркую, красивую

игрушку, чтобы она привлекала внимание, и помогайте тянущемуся к ней

ребенку, осторожно перевернуться со спины на живот.

 

"ПОЛЗАНИЕ НА ЖИВОТЕ"

 

Положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее

схватить. Когда же малыш потянется к ней, подставьте ладонь к ступням ног

ребенка, чтобы у него была возможность упереться и оттолкнуться. Обязательно

разговаривайте, поощряя желание ползать: "Ну-ка, достань зайчика. Вот как

ножками уперся, вот как сильно оттолкнулся и пополз, пополз. Ай-да молодец,

ай-да умница-разумница. Такой понятливый ребенок. А ну-ка, давай с тобой

ежика достанем. Вон как далеко ежик ушел, а мы его все равно достанем. Не

уйдешь от нас, ежик..."

 

"ПАЛЬЧИКИ В ЛЕСУ"

 

Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять. Этот пальчик гриб нашел,

этот пальчик чистить стал, этот резал, этот ел, ну а этот лишь глядел!

Приговаривая потешку, возьмите левую руку ребенка ладонью к себе, при словах

"этот пальчик гриб нашел", загибайте мизинец, затем последовательно

безымянный палец, средний и указательный, при словах "ну а этот лишь глядел"

загните большой палец и пощекочите ладошку малыша

 

"ПРОСТЫЕ ДВИЖЕНИЯ"

 

Ребенок должен уметь выполнять простые движения, знать их названия и что они

обозначают Научите маленького протягивать ручку в ответ на слова-

"Здравствуй, Вовочка. Дай ручку До свидания, Вовочка. Помаши ручкой".

Повторите это несколько раз, и в результате малыш научится и давать ручку, и

махать ею в ответ. Протяните ребенку игрушку. "На, возьми". Когда ребенок

немного подержит ее, попросите: "Дай мне". Занимаясь с ребенком, постепенно

вводите новые движения и слова, которые им соответствуют, "брось", "сиди",

"встань", "иди", "нельзя", "положи", "разожми кулачок" и другие.

 

"КТО КАК КРИЧИТ"

 

Возьмите детские игрушки, изображающие животных, и поиграйте с малышом:

"Мяу, мяу. Кто это к Танечке пришел? Кошечка пришла. Давай, Танечка, позовем

кошечку, кис-кис-кис. Как киса мяукает? Мяу, мяу. А как надо позвать кису?

Кис-кис-кис. А это кто пришел? Собачка пришла. Как собачка лает?

Ав-ав-ав...". Так же показывайте малышу других зверушек и птиц:козленка,

лошадку, петушка, гуся, мышку, тигренка, медвежонка, лягушку и т. д.

Добивайтесь, чтобы ребенок запомнил название животного и звукосочетание,

которое ему соответствует, ав-ав, тяв-тяв, га-га-га, ку-ка-ре-ку, ква-ква,

иго-го, бе-бе, чик-чирик и т. д

 

"ВСТАВАНИЕ"

 

Когда ребенок пытается встать на ноги, цепляясь за барьер манежа или

кроватки, возьмите яркую игрушку и держите на таком расстоянии, чтобы малыш

не мог ее схватить. Пусть стремится встать, придерживаясь за барьер, и

дотянуться до игрушки

 

"ХОДЬБА ВДОЛЬ КРОВАТКИ"

 

Если ребенок умеет свободно стоять, держась за барьер, возьмите игрушку и

станьте на таком расстоянии, чтобы малыш не мог ее схватить маните жестами

его к себе. Надо добиться, чтобы он, потянувшись к игрушке, сделал шаг С

каждым занятием ставьте игрушку все дальше и дальше Учите малыша ходить

вдоль барьера, придерживаясь за него.

 

"ПЕРВЫЕ ШАГИ"

 

Папа ставит ребенка на пол, поддерживая за подмышки, мама протягивает к нему

руки, подзывая к себе. Как только малыш пытается сделать первые шаги, надо

не дать ему упасть, суметь быстро подхватить. Затем повернуть лицом к папе,

который также зовет малыша, протягивая руки.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПРИЯТИЮ

Тема занятий

Основная дидактическая задача

Кол-во занятий

Повторяемость

Возраст

 

Игры-занятия с детьми первого года жизни

 

Рассматривание движущихся предметов

Развитие зрительных систем

3

3-4

С рождения

 

Отыскивание предметов по звуку

Развитие зрительно-слуховых систем

1

3-4

1 мес.

 

Рассматривание и ощупывание предметов

Развитие зрительно-осязательных систем

4

3-4

2 мес.

 

Ощупывание и захватывание игрушек, предметов

Развитие осязания, движения руки

3

3-4

3 мес.

 

Слушание мелодий, различных звуков

Развитие и накопление осязательного опыта

2

3-4

3 мес.

 

Схватывание предметов разной величины и формы

Развитие движений рук, накопление осязательного опыта

4

3-4

3-4 мес.

 

Рассматривание декоративных предметов

Накопление зрительных впечатлений

4

3-4

3 мес.

 

Приближение, удаление предметов разной величины и формы

Накопление зрительно-осязательных и пространственных впечатлений

4

3-4

5-6 мес.

 

Вынимание и выкладывание предметов

Развитие зрительно-моторного опыта

4

3-4

7-8 мес.

 

Постукивание предметами, сжимание и разжимание игрушек

Накопление осязательных и слуховых впечатлений

2

3-4

5-6 мес.

 

Рисование фломастером

Развитие тонких зрительно-осязательных действий

2

3-4

11 мес.

 

Нанизывание колец на стержень, проталкивание предметов разной формы в

соответствующие отверстия коробок

Координация зрительно-осязательных действий

3

3-4

11 мес.

 

 

 

 

 

 

Игры-занятия с детьми второго года жизни

 

Знакомство с формой, цветом предметов

Накопление сенсорно-двигательного опыта

3

2-3

1 год

 

Нанизывание колец на стержень

Накопление сенсорно-двигательного опыта

3

2-3

1г.-1г.2м.

 

Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия

Соотнесение формы

1

2-3

1г. 2м.

 

Нанизывание колец на цилиндрическую и коническую основы

Накопление сенсорно-двигательного опыта

3

2-3

1г.2м., 1г.3м.

 

Складывание матрешек

Накопление сенсорно-двигательного опыта

2

2-3

1г.3м., 1г.4м.

 

Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы

Группирование по величине

2

2

1г.3м., 1г.4м.

 

Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме, на две

группы

Группирование по форме

1

2

1г.5м.

 

Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы

Группирование по форме

1

2

1г.6м.

 

Размещение вкладышей разной величины в соответствующие отверстия

Соотнесение по величине

2

2

1г.7м., 1г.8м.

 

Размещение резко различных по форме вкладышей в отверстиях

соответствующей формы

Соотнесение по форме

1

1

1г.9м.

 

Размещение более близких по форме вкладышей в отверстиях

соответствующей формы

Соотнесение по форме

1

1

1г.9м.

 

Раскладывание однородных предметов, резко различных по цвету, на две

группы

Группирование по цвету

1

1

1г.10м.

 

Раскладывание однородных предметов более близких цветовых тонов на две

группы

Группирование по цвету

1

1

1г.10м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА

1-й год жизни

Развитие речи ребенка начинается с 1,5 месяцев. Вначале появляется гуление:

гласные звуки "аа", "оо", "ау".

 

2 месяца - гуление усложняется с включением согласных звуков - "гу" или

"бу", "эы".

 

2-3 месяца - нечеткое бормотание: "аа", "га", "ги", "кхы".

 

4 месяца - протяжное произнесение звуков: "аль-ле-е", "лы-алы".

 

В 5-6 месяцев - лепет. Отдельные звуковые сочетания: "на", "ка", "га".

Развивается понимание речи окружающих.

 

В 7-8 месяцев - ясно выражен лепет, слоги типа: "ба-ба", "да-да". В первую

очередь дети начинают различать интонацию, затем слова, обозначающие

предметы и действия.

 

К 9-10 месяцам ребенок произносит отдельные слова, состоящие из однозначных

парных слогов: "мама", "баба".

 

К концу года появляются целые слова типа "мама", "папа", "дядя". Ребенок

четко произносит гласные: "а", "о", "у", согласные: "м", "б", "к", "г".

Словарный запас 8-12 слов.

 

Первые слова у девочек - в 8-9 месяцев, у мальчиков - в 11-12 месяцев.

 

До начала развернутой речи ребенок понимает 50-100 слов.

 

Рекомендации:

 

В период гуления и лепета необходимо вызывать интерес у ребенка к речевым

звукам, поощрять малыша слушать и произносить звуки в целях укрепления

речевых органов, а позднее развивать понимание речи.

 

В целях развития слуха необходимо повторять вслед за ребенком то, что он

произносит. Показывая игрушки, обязательно надо называть их. Одевая и купая

ребенка, следует называть части тела, сопровождая свои действия словами.

 

Наряду с облегченными словами типа "тик-так", "тук-тук", "мяу" необходимо

называть полные слова, обозначающие предметы.

 

 

 

 

2-й год жизни

Ребенок активно подражает речи взрослых. Знает названия многих предметов,

движений ("сядь", "возьми", "отнеси"). К 1,5 годам произносит почти все

гласные и согласные: "м", "п", "б", "к", "г", "т", "д", "н", "в", "ф", "х" и

звук "и". Многие из согласных произносит смягченно ("дай" - "дяй").

Пользуется звукоподражательными словами: "ав-ав" (собака), "мяу", "би-би"

(машина). Вместо целого слова произносит ударный или первый слог: "ку"

(кукла), "са" (собака).

 

Наступает период самостоятельного произнесения осмысленных слов. Активный

словарь к 2-м годам составляет 400 слов. Усваивается речевая интонация. В

многосложных словах ребенок пропускает слоги, заменяя одни звуки другими

("маина" - машина, "апипед" - велосипед).

 

К 1,5 годам ребенок начинает пользоваться фразами из 2-3 слов, к концу 2-х

3-5 слов. В это время он начинает различать единственное и множественное

числа. Слова ставит в правильных падежах и глаголах.

 

Рекомендации:

 

Необходимо развивать стремление у ребенка к разговору с окружающими,

добиваться отчетливого произнесения им гласных звуков, обращать внимание на

твердость произношения согласных звуков, пополнять словарь ребенка, отвечая

на вопрос "что это?".

 

3-й год

С 2-летнего возраста речь ребенка начинает совершенствоваться: он начинает п

ользоваться 3-сложными словами ("машина", "ворона", "корова"), повторяет за

взрослыми сложные слова, свободно связывает слова в предложения ("Мама, ты

куда пося (пошла)?").

 

Словарный запас достигает 1000-1200 слов. Ребенок активно пользуется

вопросами "Что это?", "Почему?", "Зачем?".

 

Для речи характерна общая смягченность. Шипящие звуки заменяются мягкими

свистящими: "зюк" - жук, "сяпка" - шапка, "сенок" - щенок, "тясы" - часы.

Твердые свистящие звуки заменяются мягкими: "сянки" - санки, "зяйка" -

зайка.

 

У части детей твердые свистящие уже сформированы, согласные "р"/"рь" и "л"

отсутствуют или заменяются звуками "ль", "й" ("ыба" - рыба, "ябоко" -

яблоко, "мей" - мел).

 

Рекомендации:

 

По-прежнему необходимо постоянное внимание взрослых. Помогать ребенку

расширять словарный запас, поправлять неточности в грамматическом строе.

Учить правильно строить предложения.

 

Необходимо удовлетворять любознательность ребенка, помогать ему в правильном

формировании звуковой стороны речи, уметь пользоваться силой голоса, темпом

речи, интонацией, приучать ребенка прислушиваться к окружающим его звукам,

отличать их на слух при разном звучании, определять их место, укреплять

артикуляционный аппарат гимнастикой (дуть в трубочку, кучерское "тпру",

подражать животным).

 

4-й год

Активный словарь - 2000 слов. Ребенок начинает пользоваться развернутой

фразой, строить сложные предложения.

 

Растет его интерес к звучащему слову, к "устройству" речи. Он начинает

создавать новые слова: "копатка" (лопатка). Интересуется происхождением и

значением слов ("Почему слона зовут слоном?").

 

Звукопроизношение ребенка еще не всегда внятное и отчетливое. Произнося

слова, он нередко опускает отдельные звуки, особенно при стечении согласных

("пигвин" - пингвин), заменяет одни звуки другими ("лакета" - ракета). У

некоторых детей сохраняется общая смягченность речи.

 

Рекомендации:

 

Углублять знания детей о предметах: цвет, форма, величина, обобщающие

понятия (платье, шарф, куртка - все это одежда).

 

Работу над звуковой стороной речи следует вести в 2-х направлениях:

 

· развитие речевого слуха (правильное восприятие звуков речи, темпа,

громкости, интонационной выразительности);

 

· совершенствование произношения.

 

Важное место в речевых занятиях с ребенком должна занимать тренировка

артикуляционного аппарата.

 

Необходимо учить ребенка управлять силой голоса, темпом речи, различать

громкость речи окружающих.

 

Особенно внимательно нужно относиться к ребенку, речь которого чрезмерно

ускорена. Она нередко является предвестником заикания.

 

Слова, произнесенные ребенком неправильно, повторять не следует.

 

Вся работа должна проводиться настойчиво, но обязательно в спокойном и

дружелюбном тоне.

 

5-й год

В этом возрасте речь становится правильнее, разнообразнее, богаче.

 

В ответах появляются первые сложноподчиненные предложения. Активный

словарь - 3000 слов.

 

У ребенка совершенствуется звуковая сторона речи, артикуляционный аппарат

достигает такой степени развития, что может правильно произносить все звуки.

Отмечается чрезмерная "увлеченность" новыми звуками: "жамок" (замок),

"жвеждочка" (звездочка), "рампочка" (лампочка). Многие начинают верно

произносить шипящие "ш", "ж", "ч", "щ", "р", "рь", "л".

 

Рекомендации:

 

Ребенку в доступной форме следует объяснять все, что его интересует.

 

Учить выделять в картинке главное и второстепенное, сравнивать предметы.

 

Продолжать тренировку артикуляционного аппарата.

 

Следить за тем, чтобы ребенок отчетливо выговаривал звуки и слова.

Продолжать знакомство с новыми словами.

 

Учить различать сходные звуки: "ш" и "ж", "с" и "ш", "з" и "ж", "щ" и "ч",

"с" и "щ", "л" и "р".

 

Продолжать тренировку речевого дыхания. Вырабатывать умение произносить

слова и фразы с различной громкостью, интонацией, в определенном темпе,

научить пользоваться логическими ударениями.

 

Учить пересказывать сказки, рассказы, разучивать стихи, песни.

 

 

----------------------------------------------------------------------------

----

 

Уровни речевого развития у детей

1-й уровень

Полное или почти полное отсутствие фразовой речи, состоящей в основном из

звукоподражаний или лепетных слов. Пассивный словарь у этих детей шире

активного, но понимание речи детьми вне ситуации весьма ограничено.

 

2-й уровень

Активный словарь расчиряется за счет существительных и глаголов, обогащается

прилагательными и наречиями. Появляются отдельные формы словоизменения (по

родам, числам, падежам). Дети начинают пользоваться фразой, улучшается

понимание речи, некоторых грамматических форм. При этом все еще резко

нарушено звукопроизношение (15-18 звуков), дети путают твердые и мягкие

согласные, глухие и звонкие, заднеязычные, йотированные, свистящие, шипящие,

"р", "л". Нарушена слоговая структура и звукопроизносимость слов. Дети не

готовы к овладению звуковым анализом и синтезом.

 

Дети 1-го и 2-го уровней речевого развития являются кандидатами в

спец.речевые школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

3-й уровень

Характеризуется наличием у ребенка сравнительно развернутой фразовой речи,

но при этом наблюдается неточное знание и употребление многих обиходных

слов. В словаре все еще мало слов, характеризующих качественные признаки,

состояния предметов и действий. Наблюдается много ошибок в использовании

простых предлогов, сложные предлоги в самостоятельной речи почти не

используются.

 

У большинства детей сохраняются недостатки звукопроизношения и нарушение

слоговой структуры слов, что создает трудности в овладении этими детьми

звуковым анализом и синтезом. Понимание обиходной речи в основном хорошее,

но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений. Нетвердое

овладение многими грамматическими формами.

 

Дети 3-го уровня идут, как правило, в массовые школы.

 

 

----------------------------------------------------------------------------

----

 

 

 

Упражнения для маленьких.

 

- Запускать пальцами мелкие волчки.

- Разминать пальцами пластилин, глину.

- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок -

бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся,

спрятался).

- Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый

может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

- Двумя пальцами руки (указательным и средним) "ходить" по столу, сначала

медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит.

Упражнение проводите сначала правой, а потом левой рукой.

- Показать отдельно только один палец - указательный, затем два

(указательный и средний), далее три, четыре, пять.

- Показать отдельно только один палец - большой.

- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

- Махать в воздухе только пальцами.

- Кистями рук делать "фонарики".

- Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

- Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе - разбежались).

- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

- Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный

палец (получается колечко или спираль).

- Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, за-мочки, закручивать крышки,

заводить механические игрушки ключиками.

- Закручивать шурупы, гайки.

- Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

- Складывание матрешек.

 

 

 

Первый год жизни.

 

Здесь мы поподробнее остановимся на развитии движений рук детей в возрасте

до одного года. Формирование движения рук начинается постепенно на

протяжении уже первого полугодия жизни. Рука, сжатая в кулачок,

распрямляется, особые движения захватывания предметов пытаются выполнять

пальцы. Так рука начинает действовать как специфический орган.

 

До 3,5-4 МЕСЯЦЕВ

движения рук у ребенка носят безусловно-рефлекторный характер. Это значит,

что движения выполняются как относительно постоянные стереотипичные реакции

организма на воздействия внешней среды, не требующие специальных условий для

своего возникновения. Первая двигательная функция рук - схватывание, которое

сначала проявляется как врожденный рефлекс, новорожденный ребенок не только

схватывает прикасающийся к его ладони предмет, но и, ухватившись за него,

способен повиснуть на нем. Этот рефлекс называют хватательным или ладонным

рефлексом, потому что он возникает в ответ на раздражение ладони, а не

пальцев. Его стимулирует тактильное раздражение.

 

В первые месяцы целесообразно проводить упражнения рефлекторного характера,

используя данный от природы хватательный рефлекс. В раскрытую ладонь,

добиваясь рефлекторного схватывания, поочередно в каждую руку вкладывается

шарик (диаметром 2-2,5 см). Подбираются шарики, различные по весу, по

материалу (пластмассовый, деревянный, металлический, резиновый), а также

самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.

Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь ребенка сверху. Это

упражнение, выполняемое под контролем действия, дает ребенку относительную

самостоятельность, упражняя в движении схватывания. Можно чередовать шарики,

поочередно опуская их в каждую руку, одновременно вкладывать в две руки

шарики одинаковые и различные и т. д. Потягивая шарик за ленточку и не

вынимая его из ладони ребенка, взрослый стимулирует более сильное

схватывание.

Аналогичное упражнение малыш может выполнять и с палочками (диаметр сечения

I- 1,5 см, длина 25 см). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые.

Взрослый вкладывает палочку в одну или обе руки ребенка. Держа палочку

посередине, подтягивает ее к себе, стимулируя более крепкое схватывание.

Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой,

ситцевой ткани. Они стимули-руют движения рук (схватывание, сжимание),

развивают тактильную чувствительность ладони. Рефлекторные упражнения на

вкладывание в ладонь предметов носят пассивный характер, так в как

выполняются с помощью взрослого, но они с полезны для развития действия

осязания. Это действие развивается очень рано, как только в руку ребенка

начинают попадать предметы.

 

 

 

В 4-4,5 МЕСЯЦА

у ребенка появляются простые движения рук, направленные на непосредственный

контакт с объектом: притягивание к себе случайно задетого предмета, его

ощупывание. В этот период у ребенка возникают "ощущения", т.е. он замечает

появление и исчезновение предметов, их объективные качества (например,

тяжесть), способен уже соотнести разные, но одновременно воспринимаемые

свойства (оптические, звуковые и т.; Д.) к одному и тому же объекту,

выделить этот объект.

Однако действия рук носят еще случайный характер, без целена-правленного

волевого усилия. Малыш удерживает в руке предмет, если взрослый вкладывает

его в ладонь: в 2 месяца - 2-3 секунды, в 3 ме-сяца - до 10 секунд, в 4

месяца - до 20 секунд.

В возрасте от 4 до 7 МЕСЯЦЕВ у ребенка в развитии действий с предметами

наступает следующий этап - этап простого "результативного" действия. Для

этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объекта. У

ребенка появляется повторное притягивание случайно схваченного предмета с

последующим ощупыванием, рассматриванием: он теперь уже обследует предмет

губами и языком, отбрасывает один предмет и берет другой, может отбросить

его в определенное место, например, на пол, чтобы вызвать звук. Малыш

похлопывает по предмету, стучит им, если у него в руках погремушка, то

размахивает ею, чтобы вызвать звучание.

 

 

 

С 5 МЕСЯЦЕВ

у ребенка при схватывании предмета более активное участие принимают пальцы:

заметно доминирующее положение большого пальца - ребенок отводит его при

схватывании. По-этому особенно удобны игрушки, имеющие ручку для

захватывания. Малыш может ритмически взмахивать предметом, извлекая звуки,

может его переложить в другую руку.

 

В 5 МЕСЯЦЕВ малыш может относительно долго лежать на животе, поднимая корпус

и упираясь на ладони выпрямленных рук. Эти умения можно использовать для

развития исследовательских движений рук. Под ладони ребенка подкладывается

плоские подушечки из поролона (1-1,5 см -толщиной). К подушечке нужно

подобрать набор чехлов из разной по цвету и фактуре ткани (фланель, шелк,

клеенка). На другую сторону чехла можно нашить плоские пуговицы различной

формы. Лежа на животе и опираясь на предплечья, малыш держит ладони на

поверхности подушечки. Взрослый берет руку ребенка за запястье и проводит

его ладонью по поверхности подушечки, стараясь вызвать ощупывающие движения.

Через некоторое время он переворачивает ребенка, стимулируя его

ориентировочное поведение. И так два-три раза. Здесь нужно отметить: все

пособия для малышей должны отвечать требованиям безопасности - пуговицы

пришиты крепко, палочки должны быть гладкими и т. д. Ребенку нельзя давать

мелких предметов, которые он может взять в рот. Все действия малыша с

игрушками, пособиями должны проходить под контролем взрослого. По окончании

занятия игрушки убираются.

 

 

 

В 6 МЕСЯЦЕВ

он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать

его из любого положения. Какие же знания о предметах появляются у ребенка на

этом этапе? Малыш познает движения предметов, как следствие, их притягивание

или отталкивание, а глав-ное, он выделяет форму предмета в соответствии с

возможностями их схватывания или перемеще-ния. Он теперь способен выделять

постоянные свойства предмета независимо от его положения. Так у ребенка

возникает особое отношение к знакомой игрушке, которая может стать любимой.

 

В 6 МЕСЯЦЕВ ребенок хорошо берет игрушки из" разных положений и подолгу с

ними занимается. В этом возрасте необходимо развивать целенаправленные

движения рук к предмету, умение захватить и подтянуть его к себе. С этой

целью подвешивают шарики, колокольчики, ленточки, укрепленные на шнурке,

побуждая малыша захватывать их, подтягивать к себе. С того момента, когда у

ребенка возникают целенаправленные дейстрия захватывания, умение крепко

удерживать предметы в руках, все упражнения начинают носить активный

характер, т. е. выполняются самим ребенком. В его действиях уже можно

выделить две стороны: техническую, т. е. как он совершает действия, и

смысловую - для чего. Смысловая сторона действия с предметами интенсивно

развивается, малыш начинает выполнять не только действия схватывания, но и

вкладывания, выкладывания, перекладывания. Задача взрослого - активизировать

эти движения с помощью игрушек-вкладышей: матрешек, коро-бочек, мисочек,

колпачков и т. д.

 

 

 

7-10 МЕСЯЦЕВ

- это уже следующий этап в развитии действий с предметами, этап

"соотносящего" действия. В этот период малыш уже умеет соотносить предмет с

определенным местом в пространстве. Он вкладывает и вынимает предметы,

укладывает на определенное место, нанизывает крупные предметы, имеющие

сквозное отверстие, перемещает предметы в определенном направлении,

закрывает крышку коробочки, стремится вызвать звук, употребляет один

пред-мет по отношению к другому в качестве орудия.

 

 

 

С 8-9 МЕСЯЦЕВ

ребенок уже прекрасно сжимает игрушку, если ее хотят у него взять, берет

мелкие предметы двумя пальцами, а большие - всей ладонью: у него начинает

проявляться преобладание одной руки, как правило, правой. Новое для этого

периода - манипулирование двумя предметами, а также подражание предметным

действиям взрослых.

 

С 8-10 МЕСЯЦЕВ ребенок начинает выполнять более тонкие движения пальцами.

Необходимо давать ему коробочки разной формы. Малыш может самостоятельно

снимать с них крышки, с помощью взрослого закрывать. Можно предложить малышу

доставать игрушки из мешочка, сшитого из яркой ткани, и складывать их

обратно.

 

 

 

С 10-11 МЕСЯЦЕВ до 1 ГОДА 2 МЕСЯЦЕВ - 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

отмечается появление так называемых функциональных действий, которые

отличаются от манипулятивных тем, что выражают социальную сущность предмета,

определяют его назначение. Наблюдаются также совершенствование действий,

выработанных ранее, обобщение и перенос их на новые объекты. Дети

целенаправленно используют предметы: из чашки угощают куклу чаем,

прокатывают машинку, укачивают куклу, строят из кубиков. На протяжении этого

периода совершенствуются действия рук: кулачок разжался, пальцы действуют

более самостоятельно и автономно.

 

В 10-12 МЕСЯЦЕВ ребенок справляется уже с таким сложным заданием, как

нанизывание колец на стержень. Ему можно предлагать пирамидки из трех-пяти

колец. В этом же возрасте ребенок успешно действует с так называемой "за

нимательной коробкой", в отверстия которой проталкивает фигурки разной

формы. Все эти задачи довольно сложны для малыша, oднако выполнение их очень

полезно для развития действий руки и глазомера.

Развитие действий с предметами в наиболее раннем возрасте положительно

влияет на форми рование познавательных психических процессов восприятия,

памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи.

 

 

 

В 1 год 2 МЕСЯЦА - 1 год 3 МЕСЯЦА

активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. В

последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений

всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего

детства. Только к трем годам движения пальцев малыша становятся близки к

движениям рук взрослого человека.

 

 

Hosted by uCoz