Ижевск, цирк, детство…

 

       Да кто же хоть раз не по­бы­вал в цир­ке, дру­зья мои! Ах, этот вос­торг ожи­да­ния пред­став­ле­ния, ду­хо­вой ор­кестр в ло­же, мо­ро­жен­ное в ан­трак­те и со­вер­шен­но не­обыч­ный на всю жизнь за­по­ми­наю­щий­ся за­пах цир­ка! И раз­ве­се­лые кло­уны в смеш­ных оде­ж­дах и баш­ма­ках, и лов­кие ак­ро­ба­ты, и от­важ­ные дрес­си­ров­щи­ки, и пре­крас­ные воз­душ­ные гим­на­сты… Как бы­ст­ро и уме­ло мо­ло­дые лю­ди в уни­фор­ме ме­ня­ли цир­ко­вые де­ко­ра­ции, ус­та­нав­ли­ва­ли ог­ра­ж­де­ния, ка­ким чер­но-бе­ло тор­же­ст­вен­ным был рас­по­ря­ди­тель ма­не­жа, на­зы­вав­ший­ся звуч­ным не­мец­ким сло­вом «шпрех­штал­мей­стер»!

       Увы, го­ды ле­тят и, став взрос­лы­ми, мы поч­ти не бы­ва­ем в цир­ке. Мо­жет быть, про­сто бо­им­ся раз­оча­ро­вать­ся, ведь ре­бе­нок ви­дит толь­ко празд­ник, тор­же­ст­во, слы­шит смех и му­зы­ку, и сам сме­ет­ся и за­ми­ра­ет от пе­ре­жи­ва­ний за ар­ти­ста. Взрос­лый же че­ло­век впол­не мо­жет пред­ста­вить, что та­ит­ся за празд­ни­ком — ка­торж­ный труд цир­ко­во­го ар­ти­ста, пот и сле­зы, не­уст­ро­ен­ная разъ­езд­ная жизнь в цир­ко­вых гос­ти­ни­цах и се­мей­ные дра­мы. И еще сча­стье от то­го, что празд­ник по­лу­чил­ся, а ус­та­лость и пот бла­го­дар­ный зри­тель не ви­дит. Эти лю­ди, ко­неч­но, фа­на­ты. Но мне при­ятен фа­на­тизм, ко­то­рый при­но­сит зри­те­лю ра­дость. И так уж по­лу­чи­лось, что цирк стал од­ним из сим­во­лов сча­ст­ли­во­го дет­ст­ва, сим­во­лом ста­биль­но­сти стра­ны и че­ло­ве­че­ской жиз­ни. А со­всем не­дав­но я уз­нал, что в Рос­сии все­го не­мно­гим бо­лее три­дца­ти цир­ков. Вот так-то, дру­зья, — мож­но ска­зать, что Ижев­ску по­вез­ло. Ну, что ж, от­пра­вим­ся в рет­ро-пу­те­ше­ст­вие — в цирк.

 

 

«Вот от­крыт ба­ла­ган­чик…»

 

       Еще в кон­це XVI в на­ча­ле XVII ве­ков бро­ди­ли по При­ка­мью и Ура­лу ско­мо­ро­шьи ва­таж­ки — на­вер­ное, их и сле­ду­ет счи­тать пер­вы­ми пе­ре­движ­ны­ми цир­ко­вы­ми труп­па­ми. В цен­траль­ной Рос­сии их уже во­всю пре­сле­до­ва­ли за со­ло­но­ва­тые шу­точ­ки в ад­рес вла­сти и церк­ви, а на Ка­ме, Вят­ке, Исе­ти, Чу­со­вой на­род в то вре­мя по боль­шей час­ти воль­ный жил, вот и це­нил ост­рое слов­цо, яз­ви­тель­ную шут­ку, сме­лую пе­сен­ку. В ме­ст­ном фольк­ло­ре от тех вре­мен со­хра­ни­лось мно­го ско­мо­рошь­их от­го­ло­сков.

       Про­шло то воль­ное вре­мя. И в При­ка­мье, и на Ура­ле во­всю за­ды­ми­ли за­во­ды, кре­сть­я­не ока­за­лись при­пи­сан­ны­ми к ним, об­ре­чен­ны­ми на тяж­кий труд. Да ведь ду­ша-то на­род­ная, она же ни­ко­му не под­не­воль­на. Как раз­гу­ля­ет­ся яр­мар­ка — в Са­ра­пу­ле, Гла­зо­ве, Ижев­ском или Вот­кин­ском за­во­дах, не важ­но, так тут же вы­рас­та­ют яр­ма­роч­ные ба­ла­га­ны с не­из­мен­ным Пет­руш­кой, де­да­ми-ра­еш­ни­ка­ми, си­ла­ча­ми, фо­кус­ни­ка­ми, бро­дя­чи­ми му­жи­ка­ми из Сер­га­ча, по всей Рос­сии во­див­ши­ми дрес­си­ро­ван­ных мед­ве­дей.

       — А ну-ка, Ми­хай­ло По­та­пыч, по­ка­жи, как ре­бя­та го­рох во­ро­ва­ли!

       Мед­ведь ста­ра­тель­но изо­бра­жа­ет то кра­ду­щих­ся в ого­ро­де ре­бя­ти­шек, то пья­но­го му­жи­ка, пля­шу­ще­го у ка­ба­ка, то ру­гаю­щую­ся на пья­ни­цу ба­бу. На­род за жи­во­ты хва­та­ет­ся, ме­дя­ки в шап­ку щед­ро ссы­па­ет. А во­круг яр­мар­ка гу­дит, по­ет, сме­ет­ся, за­ли­ва­ет­ся, пля­шет, пла­чет. Ох, про­хо­жий че­ло­век, про­да­вец или по­ку­па­тель, не за­гля­ды­вай­ся шиб­ко на ба­ла­ган­ную по­те­ху. Уве­дет де­неж­ки из кар­ма­на яр­ма­роч­но-ка­бац­кая го­лыть­ба да те­ре­бень, то-то вспом­нишь уче­но­го мед­ве­дя, ко­гда же­на рас­пе­кать нач­нет.

       Да толь­ко раз­ве удер­жать­ся мас­те­ро­во­му или ок­ре­ст­но­му кре­сть­я­ни­ну, коль в Ижев­ском за­во­де Ека­те­ри­нин­ская яр­мар­ка от­кры­лась — празд­ник, зна­чит, се­го­дня в па­мять не толь­ко о Свя­той де­ве Ека­те­ри­не, но и в честь ма­туш­ки-го­су­да­ры­ни Ека­те­ри­ны II, по­ве­лев­шей еще в 1764 го­ду Кам­ские за­во­ды в каз­ну вер­нуть. Эх-ма! — вос­клик­нет под­гу­ляв­ший иже­вец, — бы­ли мы шу­ва­лов­ские, ста­ли ка­зен­ные, го­су­дар­ст­вен­ные! Гу­лять так гу­лять! А пе­ред ба­ла­га­ном уже тол­па со­бра­лась. В пер­вых ря­дах длин­ные лав­ки сто­ят — тут мес­та по­до­ро­же. Ну, а кто без ку­ра­жу или без мо­нет, тот и в зад­ней час­ти ба­ла­га­на, в за­го­не, то есть, по­сто­ит.

       А ра­еш­ник с ба­ла­ган­но­го бал­кон­чи­ка кри­чит, над­ры­ва­ет­ся! «Гос­по­да! Се­го­дня вы уви­ди­те спя­щую в воз­ду­хе де­вуш­ку, от­ве­чаю­щую на во­про­сы поч­тен­ной пуб­ли­ки». Че­го уж тут скры­вать, эти яр­ма­роч­ные вы­сту­п­ле­ния но­си­ли по­лу­про­фес­сио­наль­ный, по­лу­са­мо­дея­тель­ный ха­рак­тер. Бы­ва­ло, труп­пы ско­ла­чи­ва­лись Бог зна­ет из ко­го пе­ред са­мой яр­мар­кой. Но из­ред­ка встре­ча­лись и про­фес­сио­на­лы, бро­див­шие по го­ро­дам и ве­сям в лю­бое вре­мя го­да. По­доб­но­го ро­да бро­дя­чие ар­ти­сты осо­бен­но час­то за­бре­да­ли в на­ши края в XIX ве­ке. Гля­дишь, сре­ди обы­ва­тель­ской ску­ки уезд­но­го го­ро­да, за­во­дско­го по­сел­ка или бо­га­то­го се­ла та­ин­ст­вен­ным по­слан­ни­ком со­всем дру­го­го, пре­крас­но­го ми­ра поя­вит­ся не­кий Ам­фим Ба­ум, «фо­кус­ник и фи­гу­рант» или, как он се­бя име­ну­ет, «про­фес­сор ма­гии, фи­си­ки и фан­тас­ма­го­рии»; а то, воз­вра­ща­ясь с Ир­бит­ской яр­мар­ки, по­ка­жет свое ис­кус­ст­во труп­па воль­ти­же­ров (то есть на­езд­ни­ков) Киа­ри­ни. Гля­нет обы­ва­тель на афи­шу и гла­зам не по­ве­рит: как же это, в их-то глу­хо­ма­ни да вдруг «с доз­во­ле­ния на­чаль­ст­ва» при­быв­шей «из Ав­ст­рии труп­пой под ди­рек­ци­ей Эм­ма­ну­эля Бе­ра­не­ка да­но бу­дет боль­шое ве­ли­ко­леп­ное пред­став­ле­ние в трех от­де­ле­ни­ях». В про­грам­ме, ме­ж­ду про­чим, си­рий­ские иг­ры, воль­ти­жи­ров­ка, жи­вые кар­ти­ны с бен­галь­ским ог­нем и, ко­неч­но, ко­ми­че­ская пан­то­ми­ма, фо­ку­сы, жонг­ли­ро­ва­ние…

       До­вер­чив наш про­вин­ци­аль­ный зри­тель, ни­как ему не до­га­дать­ся, что под звуч­ны­ми ино­стран­ны­ми име­на­ми, зна­ча­щи­ми­ся на афи­шах, скры­ва­ют­ся час­то со­всем до­мо­ро­щен­ные цир­ко­вые та­лан­ты или без­да­ри. Впро­чем, ес­ли че­ст­но, афи­ши и за­зы­ва­ния зе­вак не все­гда по­мо­га­ли сде­лать боль­шой сбор. Ко­гда в 1897 го­ду в по­се­лок Ижев­ский за­вод прие­хал цирк Пер­виль, пуб­ли­ка от­не­слась к не­му впол­не рав­но­душ­но. К это­му вре­ме­ни гу­берн­ские га­зе­ты уже ре­гу­ляр­но ста­ли пи­сать о цир­ко­вых пред­став­ле­ни­ях. Вот и га­зе­та «Вят­ский край» со­об­щи­ла: «Ижев­цы бро­си­ли цирк, мах­ну­ли ру­кой на все эс­те­ти­че­ские раз­вле­че­ния и взя­лись за кар­ты».

       Да ведь и ан­тре­пре­не­ры бы­ли не лы­ком ши­ты, не мыть­ем так ка­тань­ем до­пе­ка­ли пуб­ли­ку, при­вле­кая на га­ст­ро­ли то лю­би­мых зри­те­ля­ми бор­цов с из­вест­ны­ми име­на­ми, то про­во­дя ло­те­реи, в ко­то­рых мож­но бы­ло вы­иг­рать мно­гие весь­ма по­лез­ные ве­щи и да­же ло­шадь или ко­ро­ву. И уже в сле­дую­щем се­зо­не вы­сту­п­ле­ния бор­цов, ак­ро­ба­тов, фо­кус­ни­ков и дрес­си­ров­щи­ков ус­пеш­но кон­ку­ри­ро­ва­ли с кар­та­ми. Та же га­зе­та «Вят­ский край» 15 ян­ва­ря 1898 го­да от­ме­ти­ла: «Ижев­цы бро­са­ли все, что­бы толь­ко ид­ти в цирк-ба­ла­ган, ра­ди не­го по­за­бы­ва­лись обыч­ные парт­не­ры, не оболь­щал са­мый вист. Ме­ст­ные клу­бы ос­та­ва­лись пус­ты­ми, об­ще­ст­во трез­во­сти, то­гда еще мо­ло­дое, по­те­ря­ло свою при­вле­ка­тель­ность для пуб­ли­ки, а ме­ж­ду тем, ба­ла­ган был все­гда пе­ре­пол­нен, би­ле­ты бра­лись по­ло­жи­тель­но с бою, и со­дер­жа­те­ли ба­ла­га­на скла­ды­ва­ли ты­ся­чи и де­сят­ки ты­сяч в свои кар­ма­ны».

 

 

Ос­но­ва­те­ли ижев­ско­го цир­ка

 

       Тут не грех вспом­нить и ор­га­ни­за­то­ра пер­вых ре­гу­ляр­ных цир­ко­вых пред­став­ле­ний в Ижев­ске, вла­дель­ца ураль­ских и си­бир­ских цир­ков Алек­сан­д­ра Гав­ри­ло­ви­ча Ко­ро­мы­сло­ва. Чут­ко уло­вив вея­ние вре­ме­ни и за­про­сы пуб­ли­ки, Алек­сандр Гав­ри­ло­вич в кон­це 1880-х го­дов при­сту­пил к строи­тель­ст­ву цир­ко­во­го зда­ния в Тю­ме­ни. Это был уже не про­стой яр­ма­роч­ный ба­ла­ган, ус­та­нав­ли­ваю­щий­ся на тор­го­вой пло­ща­ди на не­про­дол­жи­тель­ное вре­мя. Нов­ше­ст­во се­бя оп­рав­да­ло, в цир­ке с ра­до­стью вы­сту­па­ли из­вест­ные, а тем бо­лее, не­из­вест­ные ар­ти­сты, пуб­ли­ка по­тя­ну­лась на пред­став­ле­ния, уве­ли­чи­вая гри­вен­ник за гри­вен­ни­ком ко­ро­мы­слов­ские ка­пи­та­лы.

       Что ж, ка­пи­тал не дол­жен ле­жать без де­ла, и в 1895 го­ду цир­ко­вой ан­тре­пре­нер и пред­при­ни­ма­тель А.Г. Ко­ро­мы­слов на­чи­на­ет стро­ить цир­ко­вое по­ме­ще­ние в по­сел­ке Ижев­ский за­вод. По тра­ди­ции этот де­ре­вян­ный цирк рас­по­ло­жил­ся в рай­оне Муч­но­го ба­за­ра, на уг­лу Гор­шеч­но­го пе­ре­ул­ка (ны­не ули­ца Бо­ро­ди­на) и Ба­зар­ной ули­цы (ны­не ули­ца Горь­ко­го). Впо­след­ст­вии на этом мес­те вы­строи­ли зда­ние с ко­лон­на­ми — быв­ший кор­пус Ижев­ско­го ме­ха­ни­че­ско­го ин­сти­ту­та. По сло­вам крае­ве­да Сер­гея Ан­д­рее­ви­ча Ря­бо­ва пер­вое пред­став­ле­ние в но­вом цир­ке про­шло в 1895 го­ду, под са­мую Трои­цу. Труд­но те­перь про­ве­рить, так ли это все бы­ло. А цир­ко­вой пред­при­ни­ма­тель все не ус­по­каи­вал­ся на дос­тиг­ну­том. В 1901 го­ду Ко­ро­мы­слов стро­ит в Че­ля­бин­ске пер­вый, еще вре­мен­ный цирк-ша­пи­то, в 1902-м в этом го­ро­де уже по­строе­но по­сто­ян­ное цир­ко­вое зда­ние.

       При­зна­ем­ся че­ст­но, вы­сту­п­ле­ния ар­ти­стов в ко­ро­мы­слов­ских цир­ках не все­гда бы­ли вы­со­ко­ху­до­же­ст­вен­ны­ми и ори­ги­наль­ны­ми, шут­ки за­час­тую зву­ча­ли гру­бо­ва­то, за­то бы­ли по­нят­ны за­во­дско­му лю­ду или ок­ре­ст­ным кре­сть­я­нам. Впро­чем, и за­во­дские чи­нов­ни­ки с ба­рыш­ня­ми ре­гу­ляр­но на­ве­ды­ва­лись на цир­ко­вые пред­став­ле­ния. Осо­бой по­пу­ляр­но­стью у ижев­ских зри­те­лей поль­зо­ва­лись вы­сту­п­ле­ния бор­цов, и осо­бен­но дам­ская борь­ба. Мле­ли серд­ца ижев­цев, ко­гда чи­та­ли они на афи­ше: «Цирк. Се­го­дня и зав­тра един­ст­вен­ный в ми­ре дам­ский чем­пио­нат фран­цуз­ской борь­бы». Ка­ну­ли в Ле­ту име­на тех по­лу­ле­ген­дар­ных жен­ских бор­чих: ма­дам Фри­ды Дам­берг, Да­рьи Под­дуб­ной, Ди­мит­ре­ску, Бе­ла­ни, Ан­ны Зна­мен­ской… В то же, ны­не да­ле­кое, вре­мя они бу­к­валь­но при­ко­вы­ва­ли к се­бе взгля­ды муж­ской час­ти пуб­ли­ки. Ижев­цы го­ря­чо пе­ре­жи­ва­ли за сво­их лю­би­миц, за­клю­ча­ли па­ри, на ули­цах и на пля­же на них за­гля­ды­ва­лись, поч­ти­тель­но рас­сту­па­лись — как же, си­лу и лов­кость пред­ки на­ши це­ни­ли и ува­жа­ли. Во­ис­ти­ну «ах, эти жен­щи­ны в три­ко, они так ра­нят глу­бо­ко!»

       «Бы­ва­ют стран­ные сбли­же­ния», — за­ме­тил как-то Алек­сандр Сер­гее­вич Пуш­кин. В 1896 го­ду, в мо­мент за­ро­ж­де­ния и ста­нов­ле­ния ижев­ско­го цир­ка, в се­мье зна­ме­ни­то­го в Рос­сии цир­ко­во­го пред­при­ни­ма­те­ля А.Г. Ко­ро­мы­сло­ва ро­ди­лась дочь На­де­ж­да. Как и у от­ца, судь­ба ее ока­за­лась на всю жизнь свя­за­на с цир­ком. Она бы­ла гро­теск-на­езд­ни­цей, ис­пол­ня­ла но­мер «Па-де-де» на двух верб­лю­дах вме­сте со сво­им му­жем В.К. Яни­шев­ским (сце­ни­че­ский псев­до­ним Ка­дыр-Гу­лям), бу­ду­щим за­слу­жен­ным ар­ти­стом РСФСР (1939 год). Ра­бо­та­ла На­де­ж­да Алек­сан­д­ров­на и с груп­пой дрес­си­ро­ван­ных верб­лю­дов, в 1920-е го­ды вы­сту­па­ла под цир­ко­вым псев­до­ни­мом Нэ­дин с дрес­си­ро­ван­ны­ми обезь­я­на­ми и по­пу­гая­ми. Дочь Ко­ро­мы­сло­ва умер­ла в 1956 го­ду и по­хо­ро­не­на в го­ро­де Ки­ро­ве (на­шем быв­шем гу­берн­ском цен­тре Вят­ке). Ее муж Вла­ди­слав Кон­стан­ти­но­вич Яни­шев­ский пе­ре­жил же­ну на 14 лет, ра­бо­тал ди­рек­то­ром цир­ка, его пе­ру при­над­ле­жит не­сколь­ко книг.

 

 

В но­вое вре­мя

 

       В по­сле­ре­во­лю­ци­он­ное ми­тин­го­вое вре­мя сра­зу ста­ло как-то не до цир­ко­вых пред­став­ле­ний. Ко­ро­мы­слов­ский цирк ис­поль­зо­ва­ли для сво­их со­б­ра­ний ижев­ские боль­ше­ви­ки, мень­ше­ви­ки и эсе­ры. В гра­ж­дан­скую зда­ние пер­во­го ижев­ско­го цир­ка сго­ре­ло, и на не­сколь­ко лет го­род ос­тал­ся без по­сто­ян­но­го цир­ко­во­го по­ме­ще­ния. За­ез­жим труп­пам и от­дель­ным ар­ти­стам при­хо­ди­лось вы­сту­пать в ки­но­те­ат­рах пе­ред се­ан­са­ми или на лет­них сце­нах в са­дах и пар­ках.

       Боль­ше все­го за­пом­ни­лось жи­те­лям Ижев­ска вы­сту­п­ле­ние ат­ле­та Под­дуб­но­го-вто­ро­го. В то вре­мя мно­гие про­вин­ци­аль­ные бор­цы охот­но при­ни­ма­ли в ка­че­ст­ве псев­до­ни­ма имя Ива­на Под­дуб­но­го — сра­зу рез­ко воз­рас­та­ли кас­со­вые сбо­ры. Од­ним из та­ких «Под­дуб­ных» был не­бе­зыз­ве­ст­ный Ва­си­лий Фе­до­ро­вич Ба­буш­кин, под­ви­ги ко­то­ро­го во вре­мя рус­ско-япон­ской вой­ны опи­са­ны пи­са­те­лем А.С. Но­ви­ко­вым-При­бо­ем в зна­ме­ни­том ро­ма­не «Цу­си­ма». Со­вре­мен­ни­ки от­ме­ча­ли по­ра­зи­тель­ное внеш­нее сход­ст­во Ва­си­лия Фе­до­ро­ви­ча с на­стоя­щим Под­дуб­ным.

       Под­дуб­ный-вто­рой по­се­тил Ижевск ле­том 1920 го­да, на его вы­сту­п­ле­ни­ях по­бы­вал поч­ти весь го­род — 52 ты­ся­чи че­ло­век. Ар­тист за­про­сто под­ни­мал ло­шадь, кру­тил жи­вую ка­ру­сель, но­сил на се­бе пол­то­ра де­сят­ка зри­те­лей, рвал це­пи, гнул ше­ей и го­ло­вой же­ле­зо, ло­мал пя­ти­ко­пе­еч­ные мо­не­ты. В за­клю­че­ние пред­став­ле­ния ат­ле­та за­ры­ва­ли в зем­лю на три ар­ши­на на пят­на­дцать ми­нут. К со­жа­ле­нию, вы­сту­п­ле­ния та­ких уни­каль­ных ар­ти­стов в Ижев­ске бы­ли край­не ред­ки.

       В 1920-е го­ды ос­нов­ная тор­гов­ля в го­ро­де бы­ла пе­ре­не­се­на с Ба­зар­ной ули­цы на Сен­ную пло­щадь. Здесь во вре­ме­на НЭ­Па вла­дель­цы цир­ка «Ко­ларт» и вы­строи­ли для пред­став­ле­ний соб­ст­вен­ное зда­ние на 1500 зри­тель­ных мест. Не­ка­зи­сто гля­дит­ся оно на ста­рых фо­то­гра­фи­ях, но го­ро­жан тех лет впе­чат­ля­ли и его объ­е­мы, и вме­сти­тель­ность. Де­ре­вян­ный тот цирк ота­п­ли­вал­ся пе­ча­ми, а ос­ве­щал­ся ке­ро­си­но­вы­ми лам­па­ми. Увы, ни­че­го но­во­го в но­вом цир­ке ижев­цы не уви­де­ли. Пер­вый же се­зон на­чал­ся га­ст­ро­ля­ми «Сонь­ки-зо­ло­той руч­ки», пуб­ли­ке же хо­те­лось на­стоя­ще­го цир­ко­во­го ис­кус­ст­ва. По­ра­до­ва­ло толь­ко ка­та­ние де­тей зри­те­лей на по­ни и ос­ли­ках по­сле окон­ча­ния пред­став­ле­ния.

       Вско­ре «Ко­ларт» обан­кро­тил­ся, а ря­дом с Сен­ным рын­ком поя­вил­ся но­вый ча­ст­ный цирк «Эс­т­ра­да». К со­жа­ле­нию, и он не брез­го­вал хал­ту­рой и вско­ре ока­зал­ся за­крыт. Зда­ние бы­ло ку­п­ле­но Вот­ским об­ком­про­мом под ки­но­те­атр для при­ез­жав­ших на ба­зар кре­сть­ян. В то вре­мя уже мно­гим бы­ло по­нят­но, что вре­мя ча­ст­но­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва, вы­ну­ж­ден­но раз­ре­шен­но­го боль­ше­ви­ка­ми, под­хо­дит к кон­цу. К на­ча­лу 1930-х го­дов уже сфор­ми­ро­ва­лась еди­ная сис­те­ма Гос­цир­ка.

       К это­му вре­ме­ни ижев­ские зри­те­ли все-та­ки уз­на­ли, что та­кое на­стоя­щий цирк. Ра­бо­чий Ижевск ап­ло­ди­ро­вал брать­ям Эдер, один из ко­то­рых впо­след­ст­вии ста­нет зна­ме­ни­тым ук­ро­ти­те­лем хищ­ни­ков; в на­шем го­ро­де вы­сту­па­ли сверх­мет­кий стре­лок А. Алек­сан­д­ров-Фе­до­тов, кло­ун-пры­гун Ви­та­лий Ла­за­рен­ко, ил­лю­зио­нист Эмиль Кио, жо­кеи бра­тья Серж. Два раза при­ез­жал в Ижевск сам ле­ген­дар­ный Иван Мак­си­мо­вич Под­дуб­ный. На вы­сту­п­ле­ния его би­ле­ты бра­лись бу­к­валь­но с бо­ем, да и как ина­че, коль вы­сту­па­ет «чем­пи­он чем­пио­нов ми­ра» — имен­но так его в то вре­мя объ­яв­ля­ли пе­ред вы­хо­дом. Под гром ап­ло­дис­мен­тов вы­бе­гал на ма­неж рос­лый по­жи­лой муж­чи­на в чер­ном бор­цов­ском три­ко и де­лал по­лу­по­клон на че­ты­ре сто­ро­ны. По­груз­нел к то­му вре­ме­ни Иван Мак­си­мо­вич, но ши­ро­кие пле­чи да и вся его фи­гу­ра го­во­ри­ли о еще не­за­уряд­ной мо­щи. В за­вер­ше­ние про­грам­мы зна­ме­ни­тый бо­рец де­лил­ся вос­по­ми­на­ния­ми о сво­ем спор­тив­ном про­шлом, о со­пер­ни­ках, о стра­нах, где до­ве­лось вы­сту­пать. Ко­неч­но, вы­сту­п­ле­ния Под­дуб­но­го бы­ли ско­рее про­па­ган­дой борь­бы, не­же­ли борь­бой в пол­ном смыс­ле сло­ва. На­вер­ное, это ес­те­ст­вен­но, ведь цир­ко­вые бор­цы бы­ли пре­ж­де все­го ар­ти­ста­ми. Бы­ва­ло, что со­пер­ни­ки и по­дыг­ры­ва­ли ста­ри­ку. Но по сло­вам оче­вид­цев, сла­ва его ни­как не бы­ла «ду­той». За не­сколь­ко лет до при­ез­да в Ижевск в 1929 го­ду Иван Мак­си­мо­вич дол­жен был бо­роть­ся в Харь­ко­ве с из­вест­ным ат­ле­том Ква­риа­ни. Тот был раза в два мо­ло­же Под­дуб­но­го, по­это­му за ос­корб­ле­ние по­счи­тал пред­ло­же­ние по­бо­роть­ся ми­нут два­дцать, а за­тем сдать­ся. Еще че­го — лечь под ста­ри­ка! Эх, мо­ло­дость, мо­ло­дость!.. Схват­ка дли­лась все­го три-че­ты­ре ми­ну­ты, бро­сок сле­до­вал за бро­ском, по­сле од­но­го из них Ква­риа­ни по­про­сту уже не смог встать, и его унес­ли с аре­ны без соз­на­ния. Ес­те­ст­вен­но, что в Ижев­ске, где все­гда лю­би­ли цир­ко­вую борь­бу, на ве­те­ра­на смот­ре­ли с обо­жа­ни­ем, и не один ижев­ский маль­чиш­ка по­сле вы­сту­п­ле­ния Под­дуб­но­го за­пи­сы­вал­ся в спор­тив­ную сек­цию.

       И еще с од­ним зна­ме­ни­тым цир­ко­вым ар­ти­стом Ижевск ока­зал­ся свя­зан не­раз­рыв­ны­ми, к со­жа­ле­нию, смер­тель­ны­ми уза­ми. Имен­но здесь в 1928 го­ду по­гиб в ре­зуль­та­те не­сча­ст­но­го слу­чая на охо­те Ана­то­лий Ана­толь­е­вич Ду­ров, из­вест­ней­ший кло­ун-дрес­си­ров­щик. Еще в 1914 го­ду за свои кол­кие ост­ро­ты ар­тист был со­слан в на­шу Вят­скую гу­бер­нию, в го­род Ко­тель­нич. Кто мог пред­по­ла­гать, что в быв­шей Вят­ской гу­бер­нии (часть ко­то­рой к это­му вре­ме­ни ста­ла Уд­мурт­ской рес­пуб­ли­кой) че­рез че­тыр­на­дцать лет его ждет тра­ги­че­ская ги­бель! На мес­те том, так и на­зы­вае­мом в на­ро­де Ду­ров­ской гра­нью, вско­ре был ус­та­нов­лен гра­нит­ный обе­лиск. На нем на­пи­са­но: «На охо­те от слу­чай­но­го вы­стре­ла 19 но­яб­ря 1928 го­да здесь тра­ги­че­ски по­гиб из­вест­ный ар­тист цир­ка Ана­то­лий Ана­толь­е­вич Ду­ров». Спус­тя пять лет по­сле ги­бе­ли А.А. Ду­ро­ва по­ста­нов­ле­ни­ем Пре­зи­диу­ма Гор­со­ве­та его имя бы­ло при­свое­но Ижев­ско­му цир­ку.

       Ар­ти­сти­че­скую эс­та­фе­ту по­гиб­ше­го дрес­си­ров­щи­ка при­нял его 19-лет­ний пле­мян­ник Вла­ди­мир Ду­ров, прие­хав­ший спе­ци­аль­но в Ижевск за цир­ко­вы­ми жи­вот­ны­ми сво­его зна­ме­ни­то­го дя­ди. Здесь и со­стоя­лось его пер­вое вы­сту­п­ле­ние на ма­не­же Ижев­ско­го цир­ка 27 но­яб­ря 1928 го­да. Для лю­бо­го че­ло­ве­ка та­кой не­ожи­дан­ный де­бют был бы тру­ден, но юный ар­тист по­ка­зал се­бя спо­соб­ным про­дол­жа­те­лем слав­ной ди­на­стии Ду­ро­вых. Кста­ти, поч­ти все ее пред­ста­ви­те­ли вы­сту­па­ли в на­шем го­ро­де. А Вла­ди­мир Ду­ров про­ра­бо­тал на аре­не бо­лее 40 лет, од­ним из пер­вых мас­те­ров со­вет­ско­го цир­ка он был удо­сто­ен зва­ния на­род­но­го ар­ти­ста СССР. Вспо­ми­ная свой твор­че­ский путь, он все­гда на­зы­вал Ижевск сво­ей ар­ти­сти­че­ской ро­ди­ной.

       В 1931 го­ду Ижев­ский цирк по­сту­пил в ве­де­ние не­дав­но соз­дан­но­го в Мо­ск­ве Го­су­дар­ст­вен­но­го объ­е­ди­не­ния ра­бот­ни­ков му­зы­ки, эс­т­ра­ды и цир­ка. Ре­гу­ляр­но ста­ли ме­нять­ся цир­ко­вые про­грам­мы, за­мет­но воз­рос ис­пол­ни­тель­ский и куль­тур­ный уро­вень но­ме­ров.

 

 

В труд­ное вре­мя

 

       А го­род бы­ст­ро рос, при­тя­ги­вал к се­бе лю­дей, де­ре­вян­ные до­ма в цен­тре по­сте­пен­но за­ме­ня­лись ка­мен­ны­ми мно­го­этаж­ка­ми. Зда­ние цир­ка об­вет­ша­ло и ус­та­ре­ло. Пе­ред са­мой вой­ной его ра­зо­бра­ли и на преж­нем мес­те на­ча­ли по­строй­ку но­во­го кир­пич­но­го цир­ка по про­ек­ту П.М. По­по­ва. Вой­на при­ос­та­но­ви­ла, бы­ло, строи­тель­ст­во, но не­на­дол­го. Го­ро­жа­не смог­ли вы­де­лить на по­строй­ку цир­ка и де­сят­ки ра­бо­чих, и стро­го ог­ра­ни­чен­ные строй­ма­те­риа­лы. Глав­ную от­вет­ст­вен­ность за «дер­зость» воз­ве­де­ния столь мир­но­го объ­ек­та в во­ен­ные го­ды взя­ли на се­бя два ижев­ских ру­ко­во­ди­те­ля: А.П. Че­ки­нов и В.Н. Но­ви­ков. Боль­шой энер­ги­ей при строи­тель­ст­ве от­ли­чал­ся и ди­рек­тор цир­ка с 1931 по 1952 го­ды Алек­сандр Ви­кен­ть­е­вич Во­лян­ский, сам ко­гда-то пер­во­класс­ный бо­рец. Ста­ри­ки рас­ска­зы­ва­ют, что на по­строй­ке цир­ка ра­бо­та­ли и во­ен­но­плен­ные.

       Ог­ром­ную по­мощь строи­те­лям ока­за­ли ижев­ские за­во­ды, и это не­смот­ря на труд­ней­шее для них вре­мя. Уже вес­ной 1943 го­да на­ча­ли мон­ти­ро­вать ме­тал­ли­че­ские кон­ст­рук­ции ку­по­ла, ле­том за­ня­лись кров­лей цир­ка. Весь го­род с вос­тор­гом смот­рел на вы­рос­ший воз­ле Сен­но­го рын­ка ги­гант­ский ку­пол. Как тут не ве­рить в По­бе­ду, ко­гда по­сре­ди вой­ны в да­ле­ком при­ураль­ском го­ро­де стро­ит­ся цирк! Порт­ре­ты ста­ха­нов­цев столь не­обыч­ной строй­ки пе­ча­та­ли в га­зе­те.

       28 но­яб­ря 1943 го­да но­вый ижев­ский цирк был тор­же­ст­вен­но от­крыт. По­лу­чил­ся он на сла­ву — еще бы, ведь это был пер­вый в Рос­сии цирк со сво­бод­но стоя­щим, без внут­рен­них опор, ку­по­лом, от че­го за­ви­се­ли и об­зор, и про­стор. Кста­ти, дол­гое вре­мя наш цирк по сво­им раз­ме­рам и мно­гим дру­гим па­ра­мет­рам пре­вос­хо­дил боль­шин­ст­во цир­ко­вых зда­ний то­го вре­ме­ни.

       Ну, а ве­че­ром 29 но­яб­ря 1943 го­да по Крас­но­ар­мей­ской ули­це по­тя­ну­лась пред­вку­шаю­щая дав­но за­бы­тый от­дых тол­па го­ро­жан. И что из то­го, что пре­мье­ра бы­ла не осо­бо «звезд­ной»: дрес­си­ро­ван­ные ле­о­пар­ды, ак­ро­ба­ты, фи­гур­ное ка­та­ние. Осо­бый вос­торг у зри­те­лей ору­жей­но­го го­ро­да вы­звал но­мер А. Алек­сан­д­ро­ва «Сверх­мет­кий стре­лок» — что-что, а уме­ние стре­лять в Ижев­ске все­гда це­ни­ли. Вес­ной сле­дую­ще­го 1944 го­да звез­дой цир­ко­вой про­грам­мы в но­вом цир­ке стал уже на­род­ный ар­тист РСФСР В.Г. Ду­ров, на­чи­нав­ший здесь свою ар­ти­сти­че­скую карь­е­ру. Как все­гда, в луч­ших тра­ди­ци­ях ди­на­стии, бы­ли но­ме­ра со зве­ря­ми, вклю­чав­шие и са­ти­ру на вра­га. Осо­бен­но гром­кий смех вы­зы­ва­ла со­ба­чон­ка, изо­бра­жав­шая Гит­ле­ра.

       Но не толь­ко хо­хот и ап­ло­дис­мен­ты ар­ти­стам слы­ша­ли сво­ды Ижев­ско­го цир­ка. Здесь про­хо­ди­ли и по­ли­ти­че­ские ме­ро­прия­тия — еще бы, где най­ти в го­ро­де по­доб­ный зал, вме­щаю­щий бо­лее 1800 че­ло­век! Про­во­ди­лись в цир­ке юби­лей­ные ми­тин­ги, пар­тий­ные и проф­со­юз­ные ак­ти­вы рес­пуб­ли­ки, здесь вру­ча­ли на­гра­ды от­ли­чив­шим­ся.

 

 

В мир­ное вре­мя

 

       Ах, ка­кие слав­ные име­на зна­чи­лись в афи­шах на­ше­го цир­ка, в нем вы­сту­па­ли поч­ти все зна­ме­ни­то­сти цир­ко­во­го ис­кус­ст­ва: ди­на­стия Ду­ро­вых, Кор­ни­ло­вы — отец и сын, Ири­на Буг­ри­мо­ва, Гла­диль­щи­ков с груп­пой хищ­ни­ков, И. Ру­бен, Ка­ран­даш, Юрий Ни­ку­лин, О. Со­кол, В. Ти­хо­нов, М. За­паш­ный, «Мед­ве­жий цирк» В. Фи­ла­то­ва…

       В 1952 го­ду ди­рек­то­ра ижев­ско­го цир­ка А.В. Во­лян­ско­го пе­ре­ве­ли в Ха­ба­ровск, там он и ушел на пен­сию, пе­ре­ехав в Рос­тов. На его ме­сто при­шел за­слу­жен­ный дея­тель ис­кусств УАССР Ев­ге­ний Фе­до­ро­вич Со­лон, так­же в про­шлом цир­ко­вой ар­тист-ак­ро­бат. Он воз­глав­лял наш цирк до 1968 го­да. Сме­нил его на этой долж­но­сти Се­мен Алек­сан­д­ро­вич До­ро­дов. И на­ко­нец, в 1976 го­ду ди­рек­то­ром ижев­ско­го цир­ка стал Са­му­ил Ма­ли­хо­вич Грин­ба­ум. По его стать­ям в «Уд­мурт­ской прав­де» мы за­ра­нее зна­ли, ка­кой бу­дет но­вая цир­ко­вая про­грам­ма. Ре­цен­зии на цир­ко­вые пред­став­ле­ния час­то пи­сал и из­вест­ный, ны­не по­кой­ный, крае­вед О.В. Сев­рю­ков, боль­шой лю­би­тель цир­ка. Рас­ска­зы­ва­ют, что у Оле­га Вла­ди­ми­ро­ви­ча да­же бы­ло свое по­сто­ян­ное ме­сто в пар­те­ре, на ко­то­рое ни­ко­гда не про­да­вал­ся би­лет.

 

 

Но­вый век — но­вый цирк

 

       А ме­ж­ду тем, зда­ние, спро­ек­ти­ро­ван­ное еще в 1939 го­ду, по­сте­пен­но ста­но­ви­лось тес­ным для обыч­ной цир­ко­вой про­грам­мы. Са­ми по­ни­мае­те, до вой­ны и сра­зу по­сле нее все бы­ло на­мно­го скром­нее в ижев­ском цир­ке — и ко­ли­че­ст­во за­дей­ст­во­ван­ных ар­ти­стов, и ко­ли­че­ст­во жи­вот­ных — раз­мах дру­гой был. Цирк пе­ре­стал со­от­вет­ст­во­вать по­жар­ным, са­ни­тар­ным и тех­ни­че­ским нор­мам. Еще в 70-е го­ды его ди­рек­тор С.М. Грин­ба­ум ста­вил во­прос о ре­кон­ст­рук­ции. Од­на­ко экс­пер­ти­за Гос­строя СССР ре­ши­ла, что строи­тель­ст­во но­во­го зда­ния цир­ка вы­год­нее, чем ре­кон­ст­рук­ция ста­ро­го. Раз­вал СССР по­ме­шал этой ра­бо­те.

       А ме­ж­ду тем, 14 ян­ва­ря 1990 го­да про­шло по­след­нее пред­став­ле­ние в ижев­ском цир­ке. Но и в за­кры­том со­стоя­нии цирк ра­бо­тал, зда­ние ис­поль­зо­ва­ли как ре­пе­ти­ци­он­но-от­стой­ную ба­зу. Здесь хра­нил­ся ре­к­ви­зит, со­дер­жа­лись жи­вот­ные, ко­то­рым тре­бо­вал­ся от­дых, ре­пе­ти­ро­ва­лись но­вые про­грам­мы и но­ме­ра.

       Все это вре­мя ве­лись не­пре­рыв­ные спо­ры о даль­ней­шей судь­бе ижев­ско­го цир­ка. На­ко­нец, ре­ше­но бы­ло стро­ить но­вое зда­ние. Воз­ник но­вый во­прос: где его стро­ить? Наи­бо­лее под­хо­дя­щи­ми ока­за­лись два мес­та — преж­нее, у Цен­траль­но­го рын­ка, и в рай­оне про­фи­лак­то­рия «Со­сно­вый». И все-та­ки по­бе­ди­ла тра­ди­ци­он­ная при­вер­жен­ность рос­сий­ских цир­ков к «тор­жи­щу люд­ско­му». Да и мар­шру­ты раз­лич­но­го ви­да транс­пор­та удоб­но пе­ре­се­ка­ют­ся в цен­тре го­ро­да.

       И вот уже нет «ста­ро­го но­во­го» ижев­ско­го цир­ка, дав­но ра­зо­бра­ны за­ва­лы, ос­тав­шие­ся по­сле ак­ку­рат­но­го взры­ва. Что ж, все­му свой срок. Прой­ди­те по ули­це Крас­но­ар­мей­ской и сра­зу уви­ди­те не­по­да­ле­ку от рын­ка и ав­то­во­кза­ла взмет­нув­шие­ся ввысь сте­ны крас­но­го кир­пи­ча — стро­ят но­вое зда­ние. Зна­чит, бу­дет жить еще ижев­ский цирк, столь лю­би­мый го­ро­жа­на­ми, и де­ти пе­ре­ста­нут спра­ши­вать сво­их ро­ди­те­лей: «Что та­кое цирк?» Да ведь дав­но из­вест­но, цирк — это дет­ст­во. Дет­ст­во че­ло­ве­ка, го­ро­да, стра­ны… Как хо­ро­шо, что не да­но нам по­ста­реть…

 

Сер­гей Жи­лин

на ос­но­ве крае­вед­че­ских ма­те­риа­лов Ана­то­лия Ва­силь­е­ви­ча Новикова

Hosted by uCoz