СЕВЕРНАЯ БЛЕДНАЯ КАРМЕН
Авторский Театр
Поэзии, Музыки и Моды Ольги Воронцовой интересен уже тем, что это театр нового
типа. Основу его составляет богатый поэтический и песенный материал госпожи
Воронцовой. Она – актриса, вдыхающая жизнь в свои стихи на сцене, автор и
исполнитель в одном лице, и все произведения звучат в первоначальной авторской
трактовке. Спектакли, построенные на синтезе поэзии, музыки, моды, хореографии
и пантомимы, подчас превращенные в яркое, зрелищное шоу, настоящую феерию,
широко раздвигают традиционные камерные рамки театра поэзии.
Театр
поэзии – не ноу-хау. Но авторский театр поэзии – это дело другое. Несколько
веков назад господин Мольер сам играл в им же написанных спектаклях. Но это был
традиционный театр драмы.
В спектаклях
Воронцовой шоу-балет, коллекции моделей,
дефиле с хореографической основой, игра света и звука являют собой необычные
«живые» декорации театра одной актрисы. Эти декорации погружают зрителя в
атмосферу «предлагаемых обстоятельств», диктуемых автором: петербургской белой
ночи с ее чудесами и фантасмагорией, феерического бала в зале роскошного
дворца, головокружительного маскарада, трагической безысходности мишурного
блеска и пьяного разгула ночного кабаре, чистоты, искренности и подлинного
величия мира муз и творцов и т.д. На сцене оживают герои придуманного мира
поэта – Коломбина, Пьеро, Арлекин, шахматные фигуры, недосягаемый прекрасный
Принц, сама Муза и т.п. И, конечно же, сам величественный и блистательный,
надменный и загадочный Санкт-Петербург.
Спектакли
Авторского Театра Поэзии, Музыки и Моды – это не традиционные музыкальные
спектакли, это не мюзиклы, не
вписываются они и в рамки литературно-музыкальных композиций. А значит, они
являют собой совершенно новый жанр. Это
театр Ольги Воронцовой, в котором ее Величество Поэзия поднята на небывалую со
времен Пушкина, Блока, Маяковского высоту, а все остальные виды искусства
служат ей. Подобное «одевание» и «раскрашивание» поэзии автором – не
заигрывание со зрителем, не обманное зазывание из зала попсового концерта (хотя
красивое зрелище всегда притягательно). Здесь причина в творческой
многогранности поэтессы, оригинальном, живом подходе к искусству, поиске
нового, необычного, удивительном актерском даре и масштабности мышления.
«Квадратный мир безумно мал, а я хочу простора власти!» - вещает Шахматная
Королева – одна из героинь поэтессы, которой так же тесно в пределах своего
царства, как и самой Воронцовой в рамках какого-то одного вида искусств.
Так что же все-таки первично, харизматично в
этой удивительной творческой личности – сила поэтического таланта, актерская
глубина или непостижимая притягательность
и яркая индивидуальность загадочной и обворожительной роковой женщины –
инженю-вамп? Лично для меня пока нет ответа на этот вопрос. Но очевидно одно –
Воронцова неповторима, подобных ей нет среди наших современниц ни в поэзии, ни
на эстраде, ни на театральной сцене. «На Ольгу надо смотреть. Как бы ни был
хорош ее поэтический материал, но именно в ее исполнении он обретает еще более
яркие краски и просто потрясает», - как-то сказала после очередного сольного
концерта Ольги Воронцовой известная петербургская актриса театра и кино Галина
Бокашевская. Действительно, на нее надо смотреть. Ее оголенные плечи, бальные
платья, взмахи веера или, наоборот, мужской фрак с цилиндром, мерцающие огнем
глаза – это уже театр. И, конечно же, ее выразительные, «говорящие» руки. В
этой эстетике есть, несомненно, надрыв, утонченный декадентский излом, как в
любом творчестве, построенном на
катарсисе. И мечте. Мечте о недостижимой, идеальной, возвышенной красоте,
которую так хочется найти в нашем реальном мире.
Однако театр – это явление коллективное. Без
слаженной работы хореографа, танцоров, модельеров, костюмеров, манекенщиц,
выбранных на конкурсной основе, не будет спектакля. Каждый вносит свой
неоценимый вклад. Но есть у Ольги коллеги, которые вместе с ней стоят у истоков
создания постановки. Одним из таких является известный петербургский композитор
Юрий Карусев. «Я использовала разную музыку в своих спектаклях – от Штрауса,
Моцарта и Шопена до «Инигмы», песни как свои, так и молодого композитора
Натальи Чубаровой. Но все больше склоняюсь к тому, что Карусев станет моим
абсолютным музыкальным фаворитом», - признается Ольга. В настоящее время поэт и
композитор работают над новым спектаклем – «Осенний маскарад», в котором все до
единой ноты будут принадлежать Юрию Карусеву. Но это – перспектива. А чем же
сейчас живет театр?
В его репертуаре несколько постановок:
«Северная бледная Кармен», «Ночное кабаре», «Сны с пробужденьем», «На пиру
богов», «Маски и лица» и большое яркое шоу «Я поеду на бал».
Пройдут годы, и, хочется верить, стихи
петербургской Кармен зазвучат со сцен театров в исполнении актеров – наших
потомков, а новоявленный театр обретет свое будущее, став новой традицией в
искусстве. Но самое ценное то, что сегодня мы можем видеть на сцене саму Ольгу
Воронцову и слышать ее стихи и песни в ее собственном исполнении.
Из интервью с директором театра Татьяной
Бердниковой:
Воронцова
–петербурженка до мозга костей. Она из тех петербуржцев, чью принадлежность к
этому городу можно угадать издалека. Она из тех, кто на Западе и в российской
глубинке олицетворяет собой культуру города белых ночей. Могло, кстати, еще
некоторое время назад показаться, что Ольга родилась не в свое время – вся
такая лермонтовская, блоковская, северяниновская. Но… Стоило ей переступить
первый раз порог бального зала, как она тут же стала лицом бального Петербурга,
который, видимо, ждал свою королеву. И она явилась. Истосковалась пресыщенная
интеллигенция по такой утонченной красоте.
Конечно же, и театр является носителем той же культуры, что и его
вдохновительница. И наши спектакли, как и их героиню, должен видеть прежде
всего петербургский зритель. А приходится часто уезжать на гастроли по вполне
понятным причинам. Хотя очень тянет на любимые Ольгой сцены Северной Столицы.
Как-то несправедливо получается. Мне
очень хочется верить, что Петербург наконец-то получит то, что он заслуживает,
и его жители увидят свою Северную Кармен, какой второй нет ни в Москве, ни на
Западе. Ждем Вас на наших спектаклях.
Пресс-атташе
Авторского Театра Поэзии, Музыки и Моды Ольги
Воронцовой – Кирилл Левкин.