СЕВЕРНАЯ БЛЕДНАЯ КАРМЕН

 

Авторский  Театр Поэзии, Музыки и Моды Ольги Воронцовой интересен уже тем, что это театр нового типа. Основу его составляет богатый поэтический и песенный материал госпожи Воронцовой. Она – актриса, вдыхающая жизнь в свои стихи на сцене, автор и исполнитель в одном лице, и все произведения звучат в первоначальной авторской трактовке. Спектакли, построенные на синтезе поэзии, музыки, моды, хореографии и пантомимы, подчас превращенные в яркое, зрелищное шоу, настоящую феерию, широко раздвигают традиционные камерные рамки театра поэзии.

         Театр поэзии – не ноу-хау. Но авторский театр поэзии – это дело другое. Несколько веков назад господин Мольер сам играл в им же написанных спектаклях. Но это был традиционный театр драмы.

 В спектаклях Воронцовой  шоу-балет, коллекции моделей, дефиле с хореографической основой, игра света и звука являют собой необычные «живые» декорации театра одной актрисы. Эти декорации погружают зрителя в атмосферу «предлагаемых обстоятельств», диктуемых автором: петербургской белой ночи с ее чудесами и фантасмагорией, феерического бала в зале роскошного дворца, головокружительного маскарада, трагической безысходности мишурного блеска и пьяного разгула ночного кабаре, чистоты, искренности и подлинного величия мира муз и творцов и т.д. На сцене оживают герои придуманного мира поэта – Коломбина, Пьеро, Арлекин, шахматные фигуры, недосягаемый прекрасный Принц, сама Муза и т.п. И, конечно же, сам величественный и блистательный, надменный и загадочный Санкт-Петербург.

         Спектакли Авторского Театра Поэзии, Музыки и Моды – это не традиционные музыкальные спектакли,  это не мюзиклы, не вписываются они и в рамки литературно-музыкальных композиций. А значит, они являют собой совершенно новый жанр. Это театр Ольги Воронцовой, в котором ее Величество Поэзия поднята на небывалую со времен Пушкина, Блока, Маяковского высоту, а все остальные виды искусства служат ей. Подобное «одевание» и «раскрашивание» поэзии автором – не заигрывание со зрителем, не обманное зазывание из зала попсового концерта (хотя красивое зрелище всегда притягательно). Здесь причина в творческой многогранности поэтессы, оригинальном, живом подходе к искусству, поиске нового, необычного, удивительном актерском даре и масштабности мышления. «Квадратный мир безумно мал, а я хочу простора власти!» - вещает Шахматная Королева – одна из героинь поэтессы, которой так же тесно в пределах своего царства, как и самой Воронцовой в рамках какого-то одного вида искусств.

   Так что же все-таки первично, харизматично в этой удивительной творческой личности – сила поэтического таланта, актерская глубина или непостижимая притягательность  и яркая индивидуальность загадочной и обворожительной роковой женщины – инженю-вамп? Лично для меня пока нет ответа на этот вопрос. Но очевидно одно – Воронцова неповторима, подобных ей нет среди наших современниц ни в поэзии, ни на эстраде, ни на театральной сцене. «На Ольгу надо смотреть. Как бы ни был хорош ее поэтический материал, но именно в ее исполнении он обретает еще более яркие краски и просто потрясает», - как-то сказала после очередного сольного концерта Ольги Воронцовой известная петербургская актриса театра и кино Галина Бокашевская. Действительно, на нее надо смотреть. Ее оголенные плечи, бальные платья, взмахи веера или, наоборот, мужской фрак с цилиндром, мерцающие огнем глаза – это уже театр. И, конечно же, ее выразительные, «говорящие» руки. В этой эстетике есть, несомненно, надрыв, утонченный декадентский излом, как в любом  творчестве, построенном на катарсисе. И мечте. Мечте о недостижимой, идеальной, возвышенной красоте, которую так хочется найти в нашем реальном мире.

   Однако театр – это явление коллективное. Без слаженной работы хореографа, танцоров, модельеров, костюмеров, манекенщиц, выбранных на конкурсной основе, не будет спектакля. Каждый вносит свой неоценимый вклад. Но есть у Ольги коллеги, которые вместе с ней стоят у истоков создания постановки. Одним из таких является известный петербургский композитор Юрий Карусев. «Я использовала разную музыку в своих спектаклях – от Штрауса, Моцарта и Шопена до «Инигмы», песни как свои, так и молодого композитора Натальи Чубаровой. Но все больше склоняюсь к тому, что Карусев станет моим абсолютным музыкальным фаворитом», - признается Ольга. В настоящее время поэт и композитор работают над новым спектаклем – «Осенний маскарад», в котором все до единой ноты будут принадлежать Юрию Карусеву. Но это – перспектива. А чем же сейчас живет театр? 

     В его репертуаре несколько постановок: «Северная бледная Кармен», «Ночное кабаре», «Сны с пробужденьем», «На пиру богов», «Маски и лица» и большое яркое шоу «Я поеду на бал».     

   Пройдут годы, и, хочется верить, стихи петербургской Кармен зазвучат со сцен театров в исполнении актеров – наших потомков, а новоявленный театр обретет свое будущее, став новой традицией в искусстве. Но самое ценное то, что сегодня мы можем видеть на сцене саму Ольгу Воронцову и слышать ее стихи и песни в ее собственном исполнении.

     Из интервью с директором театра Татьяной Бердниковой:

Воронцова –петербурженка до мозга костей. Она из тех петербуржцев, чью принадлежность к этому городу можно угадать издалека. Она из тех, кто на Западе и в российской глубинке олицетворяет собой культуру города белых ночей. Могло, кстати, еще некоторое время назад показаться, что Ольга родилась не в свое время – вся такая лермонтовская, блоковская, северяниновская. Но… Стоило ей переступить первый раз порог бального зала, как она тут же стала лицом бального Петербурга, который, видимо, ждал свою королеву. И она явилась. Истосковалась пресыщенная интеллигенция по такой утонченной красоте.  Конечно же, и театр является носителем той же культуры, что и его вдохновительница. И наши спектакли, как и их героиню, должен видеть прежде всего петербургский зритель. А приходится часто уезжать на гастроли по вполне понятным причинам. Хотя очень тянет на любимые Ольгой сцены Северной Столицы. Как-то несправедливо получается.  Мне очень хочется верить, что Петербург наконец-то получит то, что он заслуживает, и его жители увидят свою Северную Кармен, какой второй нет ни в Москве, ни на Западе. Ждем Вас на наших спектаклях.  

Пресс-атташе Авторского Театра Поэзии, Музыки и Моды Ольги                                                                             Воронцовой – Кирилл Левкин.

Hosted by uCoz