Евгений ЯШИН

(Козьмодемьянск)

 

(Склонность к публицистике – это всегда хорошо, на мой взгляд. Поскольку Жизнь – это непрерывный Текст. И мало быть «живым поступком» в повседневности. Счастье, когда ты можешь выразить волнующую тебя энергию и на бумаге. Женя – интеллигентнейшая душа, светлый ум. Я так люблю своих друзей! Волга… Яхта под парусом… Яшин на руле… Представляете? Будешь тут гражданским образом волноваться за себя и за других: причаливаем к берегу, а там – говно…) Л.Р.

 

 

Еще раз о «внутренних талибах»

(попытка пристрастного анализа)

                 

Период тоталитаризма сопровождался зачастую неадекватными карами за срыв или невыполнение правительственных распоряжений. Административный исполнительный аппарат отвечал на это расширением круга ответственных лиц, создавая круговую поруку.

Такая практика не могла не привести к многократному тиражированию административных звеньев и повсеместному распространению бюрократической волокиты. Все попытки высшего государственного управления ограничить непомерное разбухание подведомственных структур ни к чему не приводили. Наоборот - активное вмешательство верхних сопровождалось созданием всяческих комиссий и подотделов, которые впоследствии продолжали работать уже на постоянной основе.

 У непрерывно разрастающегося бюрократического монстра нет недостатка в объекте воздействия. С одной стороны потребность  самосовершенствования, сопровождающегося эффектом деления и почкования - с другой - непосредственный контроль над сферой производства, - над профессионалами.

 Бюрократическая энергия направляется не только на общественно - экономическую формацию, но и на само государство, интенсивно приспосабливаемое к текущим и перспективным потребностям и запросам чиновничества.

Операционные  схемы такого приспособления настолько же просты, насколько и общеизвестны. Суть их - максимальная приватизация государственных интересов. Их питательная среда - инерция, невежество и бесконтрольность. Да разве сумела бы бюрократия, разве бы она посмела, пренебречь массированным общественным мнением, затопив, уничтожив лучшие пойменные земли равнинных рек России. Не супостат, не стихия а они - наши доморощенные талибы стерли с лица земли полторы сотни благоустроенных, глубинных русских городов, 2400 сел и деревень. И это все там, где искони пребывал в непрерывном рачительном труде человек земли.

Сотни тысяч были изгнаны из родных углов. Все родимое, заповедное, неотрывно сросшееся с душой каждого  было изгажено, разрушено и утоплено рукотворным болотом. Миллионы и миллиарды общественной казны были брошены на угробление здравого смысла, разорение природы и русского человека.

Могут возразить - «А  где здесь умысел. Общий порядок вещей в стране был таков». Да, пока на этот вопрос ответить нельзя. Необходимо исследовать «корни и нити», прикоснувшись к сокрытым от общества архивам. Надеюсь, что это время скоро настанет.     

Контроль за материальными ресурсами позволяет ей (бюрократии) беспрепятственно воспроизводится количественно и качественно, используя для этого ряд промежуточных технологий, включающих в себя прозаическую оптимизацию быта, образовательную фору и сословную, корпоративную солидарность, опирающуюся на неистощимый административный ресурс.

«Бюрократии не нужна собственность - утверждал К.Маркс - ибо ее собственностью является государство».

 Одной из стратегических задач бюрократии является недопущение создания независимых общественных институтов.

Независимость предполагает, прежде всего, материальную независимость от государства. Нищенские оклады наиболее образованной части населения России преследуют определенную цель - заблокировать выход интеллигенции за контролируемые границы экономического гетто.

«Единственным реальным богатством общества является свободное время его граждан». Утверждая это Карл Маркс подразумевал, что способность общественной формации к саморазвитию предполагает наличие у граждан времени не затрачиваемого на материальное производство и на воссоздание мускульной и интеллектуальной энергии, являющейся необходимым условием труда. Бюрократия сделала все или почти все, чтобы лишить образованный класс свободного времени. В самом деле мало кто из инженеров, врачей и учителей работает «за одну зарплату». Система «подработок» деформирует и разрушает совокупный интеллект общества, препятствуя горизонтальному распространению информации, являющейся необходимым условием формирования независимого общественного мнения.   

Абсолютное понимание непреложной истины, что обладающие независимыми  доходами, свободны в своих поступках, заставляло и заставляет чиновную автократию всеми возможными способами ограничивать материальное благополучие интеллектуалов.

«Если ты такой умный - почему бедный» - эта гнусная, глумливая формула, кем то запущенная во всеобщий обиход, закрепляет торжество настоящего над будущим.

Советский Союз рухнул от множества причин. Одной из важнейших в их числе было - нежелание подневольных умников проявлять инициативу в оптимизации  управления страной. Нельзя сказать, что «власть предержащие» не понимают опасности сквозного оглупления государства. Однако приоритеты в строительстве «вертикали управления» по- прежнему отдаются рутинному бюрократическому процессу.

Гниение государственного организма - процесс затрагивающий не только высшие - правительственные сферы. Провинция «благоухает» едва ли не в большей степени.  Поэтому «прикорм» некоторых «властителей дум», «творцов смыслов», главным образом из столичной интеллектуальной тусовки - ничего не даст и сегодня. Никакие Общественные Советы при президенте, при кажущейся прогрессивности этого начинания, не изменят положение в стране, если общественная жизнь на необъятных просторах Родины будет душиться нищетой наиболее образованных граждан.

Появление независимого и авторитетного общественного мнения не может быть декларировано даже и самой прогрессивной властью. Принимая во внимание стойкое недоверие обывателей к государственным институтам, распространение «просветительских» идей посредством депутатского корпуса дело вполне безнадежное, потому, что сплошь и рядом граждане принимают депутатов за государственных чиновников. И правильно делают, потому что так оно и есть.      

 

Шабаш и вакханалия чиновников на руинах гражданского самосознания продолжается. Все заклинания о создании социального государства - бессовестная ложь и дымовая завеса монополизации неправедного материального превосходства.

    Русское честное общество состоит из мелких, едва сводящих концы с концами, торговцев, нищего образованного класса, и терпеливого, пьющего и всепрощающего работного люда, влекущего по городам и весям тяжкую ношу материального воспроизводства. Тот средний класс,  которому на всех углах поклоняются забавные в своей инфантильности публичные политики разновидность языческого идола, от чьего имени можно запускать руку в общественные и иные фонды.

Однако, господа, дело - «швах». Тончайшая прослойка профессионалов, благодаря которой наша страна еще не рухнула на отяжелевшую задницу, постепенно сходит на нет. Причины самые прозаические - и оскорбительная зарплата и естественная убыль энтузиастов, и эмиграция, и отсутствие вменяемой политики профориентации, и блокирование карьеры способной молодежи позорной практикой наследственной передачи должностей и синекур. Несколько, курируемых правительством, проектов - ничтожная часть потребностей великой страны.

 

     Среди делающих дело все меньше остается людей способных терпеть административный восторг, охвативший широкие массы управленцев, оказавшихся без должного отеческого попечения.

«Наступала минута, когда ему предстояло оставаться на развалинах одному с своим секретарем, и он деятельно приготовлялся к этой минуте» - (М.Е.Салтыков-Щедрин -«История одного города»).

«Пассажиры даже не догадываются какой опасности они подвергаются, плавая на судах славного Волжского объединенного пароходства» - говорил мне начальник Горьковского ГИМСа (инспекция маломерного флота) - сам бывший капитан. Я вспомнил эту фразу два месяца спустя, когда произошла всем известная катастрофа теплохода «Александр Суворов».

«Я ведь почему ушел из капитанов - давление замучило. А здоровье я потерял в капитанской рубке.

После всяческих реформ, урезаний и сокращений зарплата речников сравнялась с береговой. Кто ж приличный пойдет на воду, если на берегу можно те же гроши зашибить. У нас - капитанов оклады конечно повыше, а у рядового плавсостава - слезы. Ну и, конечно, выкручивается кто как может. Где левый груз перевезут, где вместо грузчиков товар перекинут.

Закрываешь глаза, конечно. С другой стороны - непорядок; он вечером наяривает с ящиками, а ночью - вахта. А куда деваться - тронь их, запрети, приведи к уставу - разбегутся. А где новых взять. Да и принимаем всех подряд - кого попало.

Я после каждого рейса госпитализировался с гипертоническим кризом. А почему? А потому, что не отдыхал. Потому, что спал тут же - в рубке, около рулевого. На раскладушке. Вполглаза. Потому, что если не пьет - значит зеленый и неграмотный. А если знающий - то «принимает». Припасет, значит, фляжечку и отхлебывает. А чем его напугаешь. Так и пасешь всю ночь».

Вспоминая о катастрофе «Суворова» я подумал, что и в здравоохранении у нас такая же катастрофа, только растянутая во времени.

В силу корпоративных и этических причин медицинским работникам сложнее «списаться на берег». Однако ж «процесс идет». Я знаю нейрохирурга, кандидата наук, который работает экспедитором-охранником. В свободное от основной работы время он поддежуривает по санавиации для сохранения врачебного стажа. Знаком и с невропатологом, подрабатывающим тапером в ресторане. Продолжать не буду. Имя им - легион.

В 1989 г. из клиники, где я работал, на стажировку в Норвегию была отправлена молодая сотрудница. Она была в Осло месяца четыре. Вернувшись она подошла ко мне - «А это для Вас» - и протягивает мне какие-то бумаги. «Что это»? «А это приглашение. Вам нужно только заполнить и отослать». Оказывается в тамошних больницах недостаток в специалистах по функциональной диагностике нервной системы. Оказывается нейрофизиологи в Норвегии самые высокооплачиваемые и дефицитные врачи. Вот тамошнее медицинское начальство и хлопочет и выискивает где может и как может. «Когда меня спросили - есть ли у нас в клинике нейрофизиологи - я им сказала про Вас».

Я тогда отказался. «На носу» была защита диссертации и это было для меня абсолютным приоритетом. К тому же я строил свои перспективные планы в расчете на взаимную любовь Родины.

Об этом я вспомнил когда в районной глубинке мне, что называется «с ходу» дали «от ворот - поворот». Т.е я нужен, «за бугром», там меня ждут и надеются, а здесь на моей «малой» родине я лишний. Эта голая истина никоим образом не экзотика. Это ужасающая, по своей будничной обыкновенности, практика повсеместного торжества отечественных талибов.

В  своих воспоминаниях о лагерной жизни Андрей Трубецкой описывает случай наказания одного из заключенных врачей, который за какую-то провинность был отстранен от врачебной деятельности и отправлен на каменоломню. Его обязанности стал исполнять фельдшер. И, знаете ли - справлялся. Действительно какая разница - кто пропишет аспирин. Да и фельдшер - он к народу как-то ближе, роднее что ли.

В соседнем районе медсестра управляется за психиатра, то же и с дермато-венерологом. А когда доктор, живущий по соседству предложил свои услуги, с тем, однако, чтобы оплачивали дорогу - это стало непреодолимым препятствием. Ну никак не могут решить в какую статью расходов включить автобусные билеты. Административный тупик.

В самом деле им всем глубоко наплевать - врач ведет прием или фельдшер, медсестра или санитар. Даже лучше - если фельдшер. А если он подвержен Бахусу - вообще благодать,- вот оно и занятие для поддержания авторитета и тренировки административной резвости - наказуй и милуй, милуй и наказуй. А то что смертность                                                    «на уровне», а диагностика и лечение «не на уровне» - так ведь это - статистика, к жизни конкретного человека, как известно, касательства не имеет. В конце концов - все умрем. 

И умираем. Идиотическое, судорожное реформирование здравоохранения в части лекарственного обеспечения и санаторного лечения льготников, тотальная «инвалидизация» пенсионеров, включая и девяностолетних старцев, привозимых и приносимых на носилках в районные поликлиники собрало такой «урожай» смертности, что впору проводить специальное расследование. Собесы, выдавая льготные путевки, минуя лечащих врачей, также внесли свой вклад в дело «озоровления» хроников. Рядовой случай; больной З.-хронический энцефалопат.  Приглашен за бесплатной путевкой в собес. Все попытки врачей объяснить интеллектуально «сниженному» инвалиду опасность его направления в санаторий были безуспешны. Итог - смерть «на этапе». Но я увлекся конкретикой идиотизма. Продолжим  тему. 

Все наше общество пронизано лагерной психологией. Десятилетия лагерного рабства, когда люди были заняты исключительно борьбой за выживание - оставили свой, неизгладимый след. Лагерь, по сути дела, был тем местом где людям возвращались ценности, которые в обычном «гражданском» существовании не имели самодовлеющего значения - любовь к жизни в любом ее проявлении, контраст голода и сытости, радость избавления от физического наказания, трепетное отношение к родным, любовь к малой своей родине, культ матери, отличие свободы от несвободы.

Резкое ограничение социальных флюктуаций заставляло концентрироваться на основных и непреходящих жизненных категориях - насущный хлеб, сон, физический отдых, половой вопрос.

Идеологи грандиознейшей за всю мировую историю экспроприации прекрасно просчитали реакцию советского человека на любые наглые изъятия -«Лишь бы не было войны». Ничего другого и быть не могло. Исполосованный лагерной психологией общественный организм запрограммирован только на выживание. Ни о какой гражданской справедливости наше общество представлений не имеет. Стремление личности к свободному самовыражению, чаще всего носит характер экзотический, а в народе существует, главным образом, в виде преданий и анекдотов, густо пропитанных лагерным юмором безысходности. 

    Действующие в  настоящее время в России политико-экономические уложения могут быть сохранимы в только при отсутствии гражданского общества.

Именно на это и направлен весь интеллектуальный потенциал класса-победителя.

Инстинктивный страх бунта профессионалов принуждает бюрократию к созданию системы сдержек и противовесов. Вместе с тем этот нешуточный страх, взаимодействуя с другими социальными заморочками, подпитывает хронический системный кризис, постепенно подтачивающий всевластие корпорации администраторов.

Страх перед профессионализмом сводит на нет даже меры собственного самосохранения. Жизненно значимые для государства системы и технологии переполнены дилетантами с ужасающе высоким процентом людей подписи и печати.

Мой друг, - заместитель директора завода, жаловался, что в электросетях не с кем взаимодействовать. «Не умеют элементарного - установить и эксплуатировать электросчетчик на заводе. А ведь пять этажей набитых чинушами и компьютерами «под завязку», электриков наверное меньше чем руководящих кабинетов. И оклады какие...».

Рискую повторами набить оскомину, но невольно вспоминается недавнее отключение в Москве.

Они (непрофессионалы) удивительным образом похожи друг на друга. И не только в одежде. И не только каким то одинаковым выражением лица. В них есть что-то такое, что не позволяет мне смотреть им прямо в глаза. Мне стыдно, что они понимают, что я о них все знаю. А я о них знаю, что им тоже стыдно. Просто они не знают как выйти из этого положения. Я так думаю потому, что допустить иное - значит разувериться в человечестве.

                                Почему же он не стал монтером

                                Или скульптором с талантливой рукой

                                Или (что же тут такого) - сутенером

                                На Арбате или на Тверской

Жаль их конечно. Только как то устроено, что именно непрофессионалы владеют миром. Вот и у нас - как они мастерски произвели изъятие. Ведь у каждой семьи, поголовно, включая стариков и младенцев.

Просто все как бы ухнуло в никуда. Повисла звенящая тишина, в которой слышался сдавленный, надсадный и липкий шепот. Иногда за окнами государственных учреждений показывались бледные взъерошенные лица и, как бы испугавшись, отпрянывали в спасительную, заповедную мглу кабинетов.

Растерянные людишки выбежав на площади, чтобы по обыкновению своему, немедленно заняться спасением России, обнаружили, что палить не в кого. Никто не бесчинствует, не богохульствует, не изымает беззаконно. Наоборот - все по закону. И законы то - вот они - все черным по белому, черным по белому... .

Растлевающее воздействие несправедливости, пропитывающей наше общество приводит к резкому, прогрессирующему и повсеместному снижению нравственности. Это сопровождается усилением отчуждения между личностью и государством («раз оно такое допускает»). Нарушаются связи съединяющие нацию. Дух нации гаснет. Все подменяется игрой интересов и интересиков.    

В ранней зрелости, будучи достаточно социально ангажированным, я не мог понять - почему государство, предоставляя квартиру дворнику, отказывало в ней семье молодых врачей с ребенком, которые были вынуждены снимать комнату у этого же дворника.

Задавался я и вопросом - почему человек, не вкладывающий в ремонт собственного дома ни рубля и доведя жилище до полного развала - получал от государства бесплатную квартиру. В то же время их сосед, любовно ухаживающий за своим домиком, вкладывающий и душу и гроши в его благоустройство ни на что подобное расчитывать не мог.

Если помните в замечательном фильме «Бумбараш» есть эпизод распределения захваченной у бандитов обуви. Так вот - обувь получили те - у кого «дело совсем плохо». При всей трогательности сюжета, особенно когда «ячейка постановила - партийным не претендовать» - в этой «справедливости» есть какая-то гнильца. А предположим, что есть солдатик, мастерски владеющий дратвой и шилом. И штопает и тачает и смальцем смажет, когда нужно неказистую обувку свою. Да и ближнему своему сапог поправит.

Потому и ботинок ему не видать. А кому «видать» - додумывайте сами.

«Социальная политика» - скажете вы - «Блаженны» - дескать - «нищие духом».

Полагаю, что это не так. Думаю - это сознательное, запрограммированное искажение справедливых начал общественной жизни. Думаю, что это одно из множества составляющих, в ряду с нищенской зарплатой интеллигенции, призванных не допустить формирования гражданского общества.

Считаю, что эта политика расчитана на усреднение русского народа, имеющая целью создание условий для исполнения неких заданных производственных манипуляций в общем раскладе мировых экономических отношений.

Чем же иначе можно объяснить, что в отрасли, обслуживающей экспортные поставки газа зарплата в несколько раз выше, чем у специалистов той же квалификации, но работающих на внутренний рынок. Проходящий через Н - ский район газопровод, дает работу для многих. И зарплата неплохая (по здешним меркам). Вот только как то забыли малую толику газа этого оставить для местных нужд. С другой стороны, конечно,  Европе он нужнее - леса то у них нет. А нас, слава богу, с дровами заминок не случается.

«Хотя скотских падежей не было, но кож оказалось множество, и так как глуповцам за всем тем ловчее было щеголять в лаптях, нежели в сапогах, то и кожи спровадили в Византию полностью...». (М.Е.Салтыков-Щедрин - История одного города).

 Слова растерянности, упадка и злобного недоумения - все произнесены. Освежающий ветер разумного чувства жизни из цельного, глубинного, русского проникает в наши «продвинутые сферы».

Пока мы видим только фигляров от национального, но появление их - верный признак того, что скоро придут настоящие. Удастся ли им предотвратить переползание прежней воровской номенклатуры в новую государственность. Только ясное понимание того, что за ложь заведшую страну в упадок должны отвечать сами лжецы, а не те кого они обманывали, даст им моральное право для принятия решений.

Компетентные, грамотные и энергичные деятели - вот что нужно России как воздух. Что они принесут с собой в мир власти. Детские обиды, юношеские комплексы, обрывки профессиональных знаний, растерянных на пути к вожделенному креслу. Или нравственную чистоту и неприятие лжи, воспитанность в традициях гуманизма и христианской любви к ближнему и дальнему. А главное - любовь к Родине и чувство национального - ибо это является основным и неисключимым требованием времени.    

Сергей Залыгин рассказывал о своем приватном разговоре с одним обкомовским секретарем, который навязчиво пытался получить от него некий компромат на Твардовского. Разуверившись в своих попытках тот обратился к сопровождавшей его свите - «Вот видите - своих не выдает! А вы бы меня за пять минут заложили».

Они - эти люди всегда понимали гнусный характер своей власти. Нельзя, обладая такой информацией соблюсти невинность. Они походя унижали своих холуев, понимая, с кем имеют дело. Они понимали, что в их окружении не может быть других. «Другие» на ином полюсе нравственной шкалы.

Советская эпоха так и разделила людей. Подлость и конформизм на одном полюсе, честь и достоинство на другом. Между ними бесчисленное множество переходных степеней. 

Все это было на глазах, среди нас, и вокруг нас. Один мой коллега - теперь большой медицинский начальник, до перестройки особенно усердствовал в обличении империализма (что было тогда несколько смешно, особенно в клинической больнице).Накануне перестройки вступил в КПСС. Зато после развала Союза поспешил заявить: «Меня не могут стеснять законы несуществующего государства».

 Восстановление нравственных начал снизу доверху есть основное условие выживания страны. Если этого не произойдет Россия обречена.

«Они» не покаялись. От нас требуют, чтобы мы этого не замечали. Мало того «они» по-прежнему нами руководят. «Они» с потрясающей легкостью отказались от прежнего словарного багажа и мировоззрения. «Они» готовятся к новым социальным битвам по укоренению своего права бесконтрольного владения отнятым у народа богатством.

Почему убили Цезаря? Большинство (из тех кто знает о древнем Риме) скажет - потому, что он хотел узурпировать власть и задушить свободу Римской республики. Полагаю - это не совсем так. Вернее совсем не так.

Реформы, которые собирался проводить Юлий Цезарь, меняли суть отношений Рима и провинций. Цезарь попытался уравнять права италиков (жителей провинции) с правами граждан Вечного города. Тем самым он покушался на святое святых - материальное и политическое господство столичной олигархии. Этого они допустить не могли. И убили. Прямо в Сенате. Пожитки свои они выручили, но только на время. Потому что уже следующий властитель должен был претворять жизненно важные для строительства государства правовые уложения Цезаря, но, кажется, уже в несколько скорректированном виде.

В один прекрасный летний день через Волгу плыл молодой человек. Рядом с ним подгребали на лодке два солидных убеленных сединами господина. Что означала сия картина. Преодоление ли это немощи телесной, или воспитание душевной склонности к свершениям всяческим. А может быть отеческая забота на предмет обучения плаванию. А может на спор. Не то не другое и не пятое. Не угадаете... .

Был такой художник. Раньше. Федотов. Можно сказать - классик в своем роде искусства. Его конек - сюжетная бытовая зарисовка. «Сватовство майора» - это его. Ну еще - «Завтрак аристократа», «Свежий кавалер» - хватит пожалуй.

Как бы он назвал это эпическое действо - вздумай он, воскреснув,  его увековечить. А вот как -«Заплыв хозяина» - и никак иначе.

Потому что это правда. Поперек Волги брассом, кролем и на спине плывет хозяин местного завода - молодой московский мальчик. Следят же за дитятей местный директор завода и местный же его заместитель. Не ровен час... . Как же без хозяина.

Переплыл, знаете, проявил характер и атлетизм. Упрямство этакое, здоровое, мальчишеское. Вытерся полотенцем и укатил в столицу. К родителям, стало быть. А может и к теще - возраст такой, что может быть и теща.

Никакой морали за этим не последует. Ну ее. В конце концов надо научиться уважать читателя. 

Евгений Яшин.    

 

       

              

                                    

 

Hosted by uCoz