ФАРИТ
АХМЕТОВ, судья
О Б Ж А Л О В А Н И Ю Н Е П
О Д Л Е Ж И Т ?
Автоp пpизывает пpогpессивную публику
обpатить внимание на
то, что суды сегодня - это, по-сути,
"отделы наказаний",
действующие пpи МВД pеспублики.
КТО КОГО УЧИТ?
Суд,-центральное звено правовой
системы,гарант прав и охраняе-
мых
интересов граждан.
Однако такое положение суда,видимо не устраивает
руководителей
правоохранительных органов.
Появилось слишком много
желающих
учить
суд как нужно работать.Нередко,руководители МВД
различного
ранга,публично
заявляют о несоответствии
назначенного наказания
совершенному
преступлению. В последнее время, к
ним присоедини-
лись
и руководители налоговой
полиции,один из которых
недавно
заявил
что из шести уголовных дел,направленных
в суд, лишь
по
двум
мера наказания соответствует содеянному...
Хочется напомнить руководителям,ответственным
за раскрытие прес-
туплений,
о том, что существует определенный
порядок обжалования
судебных
приговоров,предусмотренный
уголовно-процессуальным ко-
дексом
Российской Федерации.Сотрудникам милиции и налоговой поли-
ции,такое
право не предоставлено. Аппеляция
же к общественному
мнению
с их стороны, мягко говоря, некорректна.
Если суд вынес оправдательный
приговор,значит указанные службы
не
представили соответствующих доказательств.Что касается раскры-
тия
преступлений в любой сфере,в том числе
и экономической, то
результаты
ее весьма плачевны.
Я думаю нет необходимости подробно останавливаться
на этом, пос-
кольку
"эффективность" работы милиции общеизвестна. А по
данным
независимых
экспертов,сокрытие налогов достигает 44 пpоцентов.
Все это говорит о низкой работе
правоохранительных органов.
Суд дает оценку деятельности правоохранительных органов, вынося
оправдательные
приговоры и возвращая уголовные дела
на дополни-
тельное
расследование.Однако выявив грубейшие нарушения законнос-
ти,допущенные
правоохранительными органами,суд не спешит
обра-
щаться
к общественности через средства
массовой информации.Хотя
имеет
на это полное проффессиональное и моральное право.
Слушая выступление руководителя следственного
управления МВД УР
на
недавнем семинаре судей,приходишь к выводу,что по-прежнему в
правоохранительных
органах путают понятие целесообразности и
за-
конности.
Выступавший,очень часто повторял,что он
во многом не
согласен
с доводами судов и готов с
ними поспорить.Более то-
го,что
он вносил такое предложение,чтобы следователям было предос-
тавлено
право опротестования судебных
решений.(!) Правда не совсем
внятно
прозвучало: куда же вносились предложения?
Поскольку сог-
ласно
Конституции Российской Федерации,органы внутренних дел пра-
вом
законодательной инициативы не обладают. И прежде чем критико-
вать
Конституцию (а,тем более, претендовать на роль
законода-
теля),
как минимум необходимо изучить
Основной Закон Российской
Федерации.
Вот и получается,что вместо того,чтобы
заниматься своей дея-
тельностью,
правоохранительные органы либо пишут законопроекты,ли-
бо
критикуют работу судов. Неудивительно,что
качество расследо-
ванных
уголовных дел остается на крайне низком
уровне;видимо, на
выполнение
своих прямых функциональных обязаннойстей уже
не ос-
тается
времени.
ДАЕШЬ ПРЕССУ!
В некоторых газетах появилась специальная
рубрика: "Прокурор не
согласен",
где в основном указывается на мягкость вынесенных су-
дом
приговоров. Как уже говорилось,существует процессуальный по-
рядок
обжалования и опротестования приговоров.
Воздействие же на общественность в этом
направлении бессмыслен-
но.
Самая демократическая,самая широкая общественность, не впра-
ве
и не в состоянии пересмотреть судебный приговор.
В самом деле,если бы общественность
рассматривала уголовные дела,
поступившие
в отношении исполняющих обязаности следователей орга-
нов
внутренних дел,она бы вынесла
обвинительный приговор:
факты
злоупотребления служебным положением
с их стороны
подтвердились.
А суд при таких обстоятельствах вынес
оправда-
тельный
приоговор,поскольку на должность
следователей они были
назначены
лицом, не обладающим таким правом.
Более жесткие требования,общественность
предьявила бы наверное и
к
и.о.генерального прокурора России, в отношении которого в нас-
тоящее
время возбуждено уголовное дело.
Любой гражданин,в том числе
и должностные лица
правоохрани-
тельных
органов, в случае совершения преступлений будут
ратовать
за
то,чтобы их дела рассматривал суд,
а не общественность.Пос-
кольку
только суд может гарантировать обьективное
рассмотрение
дела.
Безусловно, милиция,прокуратура и другие
службы могут не
соглашаться
с судебным приговором.Это
естественно.Но не всегда
это
находит достойную форму.
В США в аппеляционном суде примерно 50 пpоцентов приговоров
отме
няется,у
нас эта цифра едва превышает 4 процента. Однако у граждан США
нет
и тени подозрения в некомпетентности судей,злоумышленности их
действий,поскольку
любое решение независимого суда,правильное или
ошибочное,
это его точка зрения по данному делу,это его право. В
этом
суть верховенства суда.
Безусловно,в повседневной работе судьи не
свободны от ошибок и
не
должны претендовать на иммунитет от критики.Однако формы кри-
тики
для определенного круга лиц,установлены Законом,это жалобы и
протесты.Иной
путь аппеляция к общественному
мнению,бесперспекти-
вен.
Если бы суд открыл в прессе рубрику "Суд
не согласен" и приво-
дил
в ней примеры нарушения законности прокуратурой,а все как из-
вестно
познается в сравнении, то соотношение было бы
явно не в
пользу
прокуратуры. Ведь все уголовные дела, направляемые в суд,
утверждаются
прокурором и почти половину из них можно смело возвр
ащать
на дополнительное расследование из-за нарушения законности.
Можно было бы сказать и о юридически
безграмотно составленных
исках
прокуроров, и абсурдности некоторых протестов.
К примеру,прокурор вносит протест по делу о
расторжении брака, у-
казывая
что суд не принял достаточных мер для
примирения супру-
гов.
Правда прокурор не указывает какие меры суд должен был при-
нять,поскольку
судом дважды давался срок на примирение, а
другие
формы
(кроме как отложение дела и определение срока
для примире-
ния)
законодатель не предусмотрел.Нелепость протеста была очевид-
ной,однако
как сказал мне в последующем помощник прокурора,у них
был
конец отчетного периода и не хватало одного протеста для от-
чета.
СТАВЬ "ГАЛОЧКУ", НАЧАЛЬНИК
Существующая палочная система в прокуратуре
общеизвестна,но из-
вестна
она только судьям,широкой общественности это преподносит-
ся
как надзор за законностью.
Регулярно до сведения общественности
доводится количество вне-
сенных
потестов и предьявленных в суд исков. О приговорах я уже
говорил,
отмена их просто мизерна и отменяются они
опять же не
прокурором,
а судом,только другой инстанции,и зачастую
не из-за
протеста,
а из-за жалобы одной из сторон.Просто помощники
проку-
роров
просят судей сообщить им о наличии жалобы
по делу и если
есть
жалоба они пишут протест, на всякий случай,ведь дело все ра
вно
пойдет в Верховный суд.И если Верховный суд
отменяет приго-
вор,прокуратура
считает, что дело отменено по
их протесту.Если
сказать
честно, стыдно смотреть на эту мышиную возню.К
сожалению,
работники
прокуратуры этого не понимают,заботясь лишь
о том,как
бы
лучше выглядеть в глазах
общественности.В настоящее время,в
суд
стали поступать иски прокуроров о взыскании задолженности по
заработной
плате работникам АО "Ижмаш".Хотя существует более уп-
рощенная
процедура взыскания задолженности по заработной плате, в
форме
выдачи судебного приказа,если заявлено требование о взыска-
нии
начисленной,но не выплаченной работнику заработной платы.
Разница между исковым производством и
судебным приказом сущес-
твенна.Иск
рассматривается в судебном процессе с участием
сторон
и
на это уходит время прокурора,истца,ответчика
и суда.Судебный
же приказ
выдается судьей единолично,без судебного
разбира-
тельства
и имеет силу исполнительного листа.Прокурор,предьявляя
иск
в интересах граждан по существу ограничивает
их в правах,а
статья
9 Гражданского кодекса гласит,что граждане
и юридические
лица
по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им граждан-
ские
права.В условиях массовой задержки заработной
платы выдача
судебного
приказа выгодна каждой из сторон,но не
для прокуро-
ра,которому
за счет исков нужно повысить показатель
работы. Все
это
разьяснялось работникам прокуратуры,но как выяснилось судеб-
ный
приказ в их отчетность пока не входит.Изменения
в граждан-
ско-процессуальный
кодекс были внесены с 9января 1996г.,а измене-
ния
в форму отчетности прокуратуры видимо еще не внесли.
Приведу последний пример,характеризующий
истинное положение дел
в
пркуратуре и милиции.
В декабре 1995г.старшим следователем органов
внутренних дел вы-
носится
постановление о прекращении
уголовного преследования в
отношении
ряда лиц задержанных с огнестрельным
оружием. Обстоя-
тельства
этого дела таковы,что группа лиц была задержана при сбыт
е
7автоматов АК.В последующем у одного из задержанных,при обыске
обнаруживается
еще 14автоматов АК,якобы выданных
добровольно,хо-
тя
в деле нет процессуально правильно оформленных документов.Дан-
ное
постановление о прекращении уголовного
преследования утвер-
ждается
прокурором района.По факту же продажи двух автоматов Ка-
лашникова
за 800долларов каждый(со слов одного из фигурантов) нет
никакого
решения.Основанием же для
прекращения уголовного дела
явилось
изменение обстановки?, и цитирую " в
настоящее время в
силу
своего нынешнего образа жизни,они не представляют опасности
для
общества".
Конечно,можно писать протест на мягкость
приговора в отношении
лица
осужденного условно за хранение одного мелкокалиберного пат-
рона,и
критиковать соседа за
то,что у него
лежит на крыше
снег,при
этом не замечая,что у самих не чищено крыльцо...
Адpес/
426060, г. Ижевск, а/я 3310
АХМЕТОВ
ФАРИТ АХНАФОВИЧ, судья Ленинского
p-ного суда.