ИЖЕВЕЦ

 

т. 8 (3412) 44-60-66, E-mail: rod@udmlink.ru

автор Лев Ильич Роднов

 

 

         Концептуальная план-схема

 

ОЦЕНКА

 

         Состояние культурного поля военно-промышленного поселения, города Ижевска, предлагаю произвести, применив параметр оценки - «гордость». Гордостью Ижевска официально являются: оружейное производство и его история, отдельные личности и их личные достижения, ассоциированные с именем Ижевск. Конечно, горожанину можно гордиться своим цехом или своим чемпионом, но эти явления полноценной культурой, очевидно, не являются. Коллективное чувство сопричастности ижевцев к нематериальным ценностям местной жизни не было развито широко, соответственно не существует и объединяющей граждан атмосферы - безусловного повода для родства земляков. Дефицит осознаваемой нематериальной среды - это и есть проблема города и его горожан. Гордиться (читай: уважать, понимать друг друга в современном и историческом аспектах) трудно. А ведь как-то надо это делать! И на пустом месте появляются: патриотические однодневки, помпезные полит-розыгрыши, спекулятивный патриотизм и т.д. Текущая культурная жизнь элиты города (для себя) особой «погоды» в городе тоже не делает.

         Культура - это ведь не то, что люди производят, это, скорее, то, что производит самих людей: вневременные традиции, легенды, мифы, потенциальные возможности, атмосфера и смысл контактов. Конструирование невидимых аспектов среды обитания. Духотехнологии.

         Материальность объясняет необходимость выживать, культура дает большее - причину жить.

 

ОСОБЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

 

         Прежде, чем приступать к построению схем, я бы хотел особо оговорить несколько важных принципиальных позиций. А именно:

 

         - ввести название (опознавательный знак кампани) ИЖЕВЕЦ (брэнд не в картинке, а в смене ударения на исторически более правильное). Характер смысл и значимость действий должны охватывать сознание всех ижевцев (в идеале: от тех, кто жил, жив и еще будет когда-то жить с именем Ижевец);

 

         - отнестись к проводимой кампании, как к мероприятию (в понимании традиционной логики: начало, развитие, финал, плоды. Но - не итог). Особенностью всех методов и действий должна быть практика предвидения саморазвивающихся стратегических культурных изменений, в начале которых лежит простое и понятное тактическое действие (мероприятие). В качестве образного примера могу привести жизнь природного семени: а) разбуженное, оно не знает пути назад, б) простое тактическое поливание приводит к разворачиванию стратегической схемы роста живого. Это очень важно: стратегию саморазвития содержат только живые зерна! (Где они, в чем или в ком?) Поэтому наиважнейшее дело - это не создание лишь рациональных схем и планов (жизнь послушно нарастет и на них, ведь плоть - слепа...), а поиск и возделывание именно живых «зерен жизни» - добытых в историческом времени и в окружающем материале. Тактика, таящая в себе стратегию, - это и есть духотехнология, жизнь идущая по пути жизни; внешний разовый (и, может быть, даже случайный) толчок исчезнет, а стратегия саморазвития останется; в этом - смертельная драма, красота и удивительная притягательность жизни: второго раза, второго пробуждения для живого зерна не существует!

         В том числе, и к  мероприятию следует относиться как к единственному и неповторимому феномену: попытке диалога очередной из череды спичек (инициатив) и - костра (культурных составляющих);

 

         - минимально создавать новое,  опираться на уже имеющееся; каждый продолжает делать то, что делал (минимум начинаний «с нуля»!), меняется лишь качество осознания собственной деятельности (не только для себя но, что важнее, - со всеми), плюс возможности корпоративного мышления действующих ижевцев (сайты, площадки, взаимные ссылки, упоминание причастности к кампании, целенаправленное создание коллективного имиджа ижевцев и пр.);

 

         - настоящая помощь - явление одноразовое,  ведущее к самодостаточности; главный потенциал культурной кампании предлагаю сосредоточить в области человекоразмерной, гуманитарной идеологии; опыт собственного гражданского осмысления опирается на собственные действия, где действия - первичны; главная формула пропаганды «сделано - сказано», а не наоборот;

 

         - на практике (в предлагаемых и уже существующих мероприятиях) индивидуальный «смысл жизни» ижевца добровольно присоединяется к предлагаемому «коллективному смыслу жизни». (Пропагандируемая выгода: индивидуальный - это капля жизни, а коллективный - это течение. Именно участие в течении дает чувство связи «со всем сразу»);

 

 

КАКИЕ ПЛОДЫ ДОЛЖНЫ ПОЛУЧИТЬСЯ?

 

         - области гражданского сознания, единые для всех ижевцев;

         - тенденция к здоровому образу жизни;

         - постоянно действующие, эксклюзивные социо-технологические точки городской жизни, повышающие безопасность горда и работающие на процесс культурной самореализации граждан;

         - PR-отражение.

        

 

ЧТО МЫ ИМЕЕМ?

 

1.       Общественное мнение: «Ижевск - это болото». Значит, предложение «болото жизни» сделать проточным - это неудовлетворенная коллективная тенденция, которая может быть востребована как социотехнология.

 

2.       Тему Ижевска и его духа (точнее сказать - проблему одухотворенности города-цеха) я исследую с 1992 г. Наиболее мощное и важное «живое зерно» культуры жизни ижевцев на сегодняшний день я вижу в историческом пространстве. Это - исход культурной и граждански активной элиты города в результате антибольшевистского восстания в Ижевске-Воткинске в 1918 году.

 

 

С ЧЕГО НАЧАТЬ? КАК СДЕЛАТЬ УДАЧНЫЙ «ЗАХОД»?

 

         Приведу план мероприятий на год, каким он мне представляется. (В скобках - краткие пояснения и ссылки).

 

         Главное событие - символическое действие. Перемещение огня Неугасимой Свечи (зажженной последним уходящим поколением ижевцев-воткинцев в городах Сан-Франциско и Беркли, в христианских храмах, как символ огня жизни - несгибаемого и ни с кем не сроднившегося духа ижевцев) на свою историческую родину. (Изначально идея принадлежит ученому-историку Игорю Кобзеву, 1990 г.) Этот огонь - символ жизни, ее овеществленная душа - широко используется в макетировании мероприятий и наполнении их смысловым содержанием.

 

1.       Январь, февраль, март - придание теме статуса первостепенной общественной

значимости. Публикации, исследования, налаживание контактов, подготовка и PR подготавливаемых к встрече с Огнем мероприятий. Запись WEB (и не только)-добровольцев в «потешное войско» - Ижевскую дивизию(духовных единомышленников). Консолидация творческих и информационных сил города при общественном координирующем Совете. Трансляция интеллектуального и познавательного материала. Создание и использование собственной атрибутики. Поиск диаспоры земляков, приглашение к участию в летних мероприятиях. Разработка (под патронажем мэрии) проектов создания центрального мемориала Огня и его постоянно действующих круглогодичных социоформ - «костров» в микрорайонах города; зажжение Огня в Храме. Иное.

 

2.       Апрель. Аккумуляция данных. Научно практическая конференция «Я - Ижевец». Подготовка и публикация альманаха работ, исследований, репродукций, художественного осмысления, эссе, воспоминаний и пр. (Организация финансирования альманаха: член инициативной группы В.А.Васильев, управляющий отд. Газпромбанк в Ижевске).  Переиздание раритетной книги документов по Ижевскому восстанию (подарок автору от А.И.Солженицына) с книгой воспоминаний генерала Ефимова (Контакт и разрешение от сына Ефимова получен Ю.И.Сухановым, пред. Верховного суда УР). Активизация работы школьного международного отряда «Мост. Ижевск- Сан-Франциско» (в 2000 г. создан совместно Гуманитарным лицеем и общ. организацией «Творческим фондом «Русская легенда»): переписка, интернет-поиск, костюмированная агитбригада. Создание инициативных групп, центров и направлений работы. Иное.

 

3.       Май. Начало строительства центрального мемориала Огня (оборудованного как место встреч, обеспеченного охраной) и «огоньков» в районах города. (Технология Огня, работающего непосредственно в жилой зоне, была успешно опробована ТФ «Русская легенда» и Госкомитетом УР по делам молодежи в 1997 г. в Селтах. Итог: полное отсутствие преступности и пьянства в поселке во время проведения мероприятия!) Привлечение к строительной работе добровольцев. Развитие инициатив. У каждого явления и начинания свой добровольный сайт-куратор (дающий все ссылки на «своих»). Подготовка авто-экспедиции за океан (Организация: член инициативной группы - нач. автобазы УФПС УР  (гонщик международного класса) А.М.Вдовин). Обеспечение маршрута возвращения Огня: Калифорния-Шанхай-Сибирь-Урал-Ижевск. Разработка планов и тем встреч, сбор материала, информационное отражение. Иное.

 

4.       Июнь. Передача списков имен всех погибших в Храм для поминовения. (По сводным результатам поисков на этот момент). Живые теле-рассказы, циклы, «оживляющие» тему: Я -Ижевец. 12 июня - День города. Открытие неофициальных табличек параллельного (исторического) названия основных улиц Ижевска: «Советская» - «Троицкая», «Пер. Красногеройский» - «Пер. Горшечный» и пр. (Предложение члена инициативной группы, директора Гуманитарного лицея М.П.Черемных). Организация ( в заранее подобранных и обустроенных местах) пробных «огоньков» в 24-часовом цикле работы. 29 июня - День молодежи, те же «огоньки». Продолжающаяся работа по информированию общественности. А также: создание совместной (с участием иностранных студентов) творческой бригады, работающей с телекамерой в Ижевске и его окрестностях. «Сырой» просмотр материалов, живой разговор, общение и обмен мнениями - у костра (раз в неделю) Гуманитарного лицея, монтажный показ - в городском эфире. (Гуманитарный лицей Ижевска находится в числе активнейших сторонников продвигаемой идеи с 1997 г.). Конкурс-обращение ко всем путешествующим и исследующим: найди своих (ижевцев)! Составь свою родословную. Генеалогия ижевцев: ты - не лишний. Иное.

 

5.       Июль. Работа в добровольных строительных отрядах школьников и студентов (возможно и участие добровольцев-волонтеров из Калифорнии): «Ижевцы». Подготовка к августовскому массовому театрализованному городскому мероприятию: «Ижевское восстание». Приглашение гостей. Разработка сценария и определение круга участников. Начало движения автоколонны из Калифорнии и начало освещения «события в движении». Непрерывное знакомство с «нашими» в печати, ТВ и иных средствах общения и пропаганды. («Огоньки» пока закрыты в ожидании до прибытия настоящего Огня). Иное.

 

6.       Август. Встреча Огня. (Возможно, шествие добровольцев от р. Кама до Воткинска и далее в Ижевск). 8 августа. Возвращение Огня в Храмы Воткинска и Ижевска. Ночь свечей на улицах города. Зажжение Огня в центральном гражданском Мемориале (устроенном удобно именно для общения, а не для торжественных присяг), в районных «огоньках» (работающих тематически и непрерывно по дням недели). С 8 по 18 августа - non-stop - «Ижевское восстание» (претензия на традицию в будущем): смотр всех городских сил, карнавальные действия, доклады, премьеры, встречи, гости.  Апофеоз «восстания» - акция «Исход»: массовое паломничество желающих совершить «кругосветку» вокруг Ижевска. Последовательная работа нескольких фестивальных площадок вокруг города: детско-подростковые военнизированные игры по схеме «Орленка» (Аэропорт «Пирогово»), респ. фестиваль авторской песни (Игерман. 11-й км.), иное: рок-фестиваль, вело-поляна, семейный клуб на природе, спорт и пр. Всюду - ритуал Огня.

 

7.       Сентябрь. Продолжение жизни. Работа «огоньков», выяснение новых участников и направлений деятельности. Оформление и издание (к концу года) подарочного альманаха-фотоальбома «Ижевец-2004». Выезд компактной поисковой информационной группы в Калифорнию «В поисках ижевского следа» (Срок пребывания 1,5-2 мес. Есть предварительное согласие двух калифорнийских шерифов оказывать всемерное содействие. Переговоры проводил В.А.Васильев, упр. «Газпромбанком» в Ижевске). Пропаганда высших человеческих ценностей: поверх языка, поверх времени, поверх пристрастий. Пополнение «списка поминовений», установление побратимских, образовательных и гуманитарных контактов с целью укрепления и увеличения культурной ауры Ижевска (Вектор любых позитивных действий кампании направлен всегда в одну цель - это город на карте, это город в душе). Обращение к пенсионерам: создадим банк воспоминаний (особенно ценны будут экспонаты, хранимые в семьях, пусть дети вместе с мамами и папами запишут воспоминания старейших. Коллективная память начинается с коллективных действий). Иное.

 

8.       Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Подведение итогов. Планирование работы следующего года (Слет земляков, например). Огонь на городских площадках существует в «рабочем» режиме: обустроенное для общения место, минимум кострового оборудования, круглосуточная охрана порядка (до того момента, пока эту функцию не возьмет на себя традиция и общественное мнение), дрова, WEB-кураторы, расписание работы «костровых» - клубов, творческих личностей или иной группы. Важно выдержать два параметра: регулярность действия и уровень общения. Городские «огоньки» - мощнейшее социостабилизирующее средство при минимуме затрат на его содержание, особый способ общения ижевцев.

 

 

         Это реальный план на год. Используя дополнительную энергию кампании «Культурной столицы», можно воплотить его как прецедент стратегического саморазвития гражданского общественного сознания ижевцев.

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz