Лев Роднов

 

НЕПОНИМАЕМЫЕ

 

           Вы обращали внимание на то, что все слышат фальшивую ноту, но далеко не все имеют музыкальный вкус и грамоту, и уж тем более — не все могут писать музыку, не фальшивя. То же и в кулинарии, и в литературе, и в жизни вообще: «пробуют» миллиарды, «понимают» тысячи, «могут» единицы. Фальшь присутствует всюду. Поэтому естественное стремление к гармонии, как гравитация, — «тянет» людей безусловно и постоянно.

          Живя в сложном окружении и становясь сложными, мы много общаемся. Но очень редко это общение становится «сферой», гораздо чаще — «зоной». Мир понимания и мир общения — разные миры. Царство общений, как межпланетный космопорт, вынуждено накладывать на себя границы, искать общую площадку для пересекающихся множеств. Общение ограничено по самой своей сути: языком, территорией, воспитанием, образовательными традициями, предрассудками и религиозностью. И прочее, и прочее.А вот мир понимания безграничен! Особенно в иллюзорности своего безграничия.

          Даже общаясь с самими собой, мы отчетливо улавливаем фальшь между практикой и теорией, между тем, что подсказывает здравое воображение, и тем, что получается на деле. Коллективное общение по-земному мощнее единичных усилий, но заведомо скованнее персонального представления. Поэтому существуют гении — люди «наоборот». В любом человеке они «могут» видеть весь мир. Большинство же «пробуют» увидеть в любом явлении мира лишь себя. Тема эта стара и банальна!

          Общение привязано к языку и поступкам. Понимание не привязано ни к чему. Оно индивидуально, как сама Вселенная. Одинаковым оно делается в результате оскопления фантазии методами внушения, возведенными в ранг общественной необходимости. (Мысляшие самостоятельно неуправляемы, их мотивы поступков находятся вне закона — «охота на ведьм» неизбежна в государстве, построенном на принципах тотального контроля и подчинения).

           Что же спасают современные отшельники? К чему они стремятся? Почему круговорот жизни, ее соблазны и ее скорость то радуют, то угнетают перезревший разум? Что первично: мастерство или ценитель? Почему чувства, приведенные к единому гражданскому стереотипу, хороши в повседневности, но обманывают в стратегии? И что с чем сравнивать? Нельзя сравнивать несравнимое; фальшь существует в том, что можно пощупать, услышать или увидеть. А фантазия — абсолютна. Она легко правит даже логикой.

          Резкое смещение всех и вся в область виртуального, в координаты знаковой жизни и медитативных школ  — это не мода. Скорее, отчаянный бросок в поисках личного счастья среди себе подобных. Земное общение стало настолько разнообразным (и относительно свободным от доминирующей идеологии), что роскошь нахождения в коллективном понимании — единомышленников, влюбленных, заклятых врагов, — «эмигрировала» в более неопределенное пространство. На что это похоже? Возможно, примерно так же, океан когда-то поднимал над собой материки, и был день, и была ночь, и сделались твари, и стали говорить и размножаться… «Материки» сегодняшней виртуальности — это новая твердь. Это — начало сотворения мира. Понимающие «здесь», становятся колонистами и первооткрывателями «там» — создавая общение над общением, общество над обществом.

          Индустрия, связь и коммуникация людей интегрируются в окончательный монолит. При этом совершенно очевидно, что над монолитом интенсивно формируются мировоззренческие племена. Значит, будет война этих невидимых нео-племен: набеги и рабство, захват невидимых территорий и новые царства. Монолит цивилизации, наверное, удержит то, что решило эволюционировать в область понимания.

          Прямое действие — ремесло, обмен информацией, подчинение инстинктам — не является смыслом себя самого. Смысл, скорее всего, «покрывает» нас, как звучание оркестра покрывает зрителей в зале. Сегодняшний рывок навстречу «звучанию сфер» очень естественен. Фальшь суеты стала оглушительна. А музыка неба звучит, как звучала. Вот и строятся Вавилонские башни, чтобы лучше ее слышать.

Hosted by uCoz