Лев
РОДНОВ
ШИВОРОТ-НАВЫВОРОТ
Представьте, что на вас надета
рубашка, вы ее снимаете через голову и, разумеется, выворачиваете
наизнанку, теперь вновь надеваете, уже изнаночной стороной наверх,
а чтобы надеть, все-таки, как надо, придется еще раз потрудиться:
вновь снять, чтобы «вывернуть вывернутое» до нормы и вновь надеть. Это
не клоунада — эта потешная суета не что иное, как отход от здравого
смысла. Все мы рождаемся одинаково — в полном равенстве и гармонии
с окружающим миром; все мы рождаемся в прекрасно подогнанной «своей
рубашке» — это естественность. Что происходит потом? Почему наша
великолепная свобода жизни — естественность — постепенно «выворачивается»,
приспосабливаясь к давно «вывернутому» миру цивилизации? Что ж,
«вывернутый» внутри «вывернутого» живет, в общем-то, хорошо, так
как «мир наизнанку» и «сам наизнанку» — вполне совместимы. Но рано
или поздно глаза могут увидеть, что ты давно вывернул «свою рубашку»,
и жить тебе от того вдруг — невыносимо… Найдутся ли силы вновь
«вывернуть вывернутое»? Как отчаянно сопротивляется детское существо,
когда его прямую природную естественность переучивают, подгоняя
под правила искусственного мира. Как смертельно сопротивляется
сущность повзрослевшего человека, если попытаться вернуть ей обратно
«свою рубашку» — естественность. И там, и тут — боль, слезы,
тяжелейшая работа по переделыванию себя.
Всегда два голоса зовут тебя:
громкий — голос суетной жизни и тихий — тот, что звучит выше
суеты. Всегда два голоса звучат в тебе: громкий — это голос твоей
непоседливой жадности, и тихий — это голос ее усталости.
Став «невидимкой», ты сможешь находиться
среди людей, не возмущая их своим присутствием, не мешая мыслить и
чувствовать им так, как они обычно привыкли это делать; только «невидимка»
видит то, как люди живут, а не то, как они играют. Я знаю, что говорю.
Мой товарищ, фотограф А., снимал однажды балет, выходил на сцену,
перемещался среди танцоров, — ни один зритель не заметил постороннего
присутствия. А я следил специально: фотограф имел потусторонний
вид!
Кто-то живет как бы опережая свое
государство, кто-то, наоборот, отстает, кому-то оно в самый раз. И отдельная
личность, и организованный, развивающийся социум переживают на
своем пути одни и те же фазы: беспомощность, силу, деловую организацию,
духовный взлет. Одна власть доросла до силы, другая уже до рациональности,
но ни одна еще не стала духовной. Поэтому на земле духовному человеку
в любом государстве тесно.
Общение — это вид движения.
Подобно тому, как магнитная головка считывает с движущейся магнитной
ленты информацию, «считывает» один человек с другого его «запись» —
жизнь. Информации не содержат только «замершие».
Чем удобно «темное прошлое»? Тем,
конечно, что на его темном фоне прекрасно видно всё самое светлое. А
чем замечательно «светлое будущее»? Уж не тем ли, что так отчетливее
просматриваются наши самые грязные мечтания?!
Несвобода свободной души обусловлена
памятью. Люди — «едоки» духовного, поэтому, стремясь к известности,
«натягивая мир на себя» или, наоборот, «намазывая себя самого на
мир», — ты надолго становишься рабом тех, кто помнит тебя и нуждается
в твоей работающей душе. Общество цепко ловит неосторожную птицу
чьей-то одной большой, красивой души, стоит лишь ей заявить о себе… Не
надо бы такой душе чирикать вслух, пока не поднялась на крыло. Так
мальчишки-сорванцы губят недозрелые яблоки в чужом саду… О, сколько
великих духом ушли досрочно, погубленные ненасытным аппетитом
толпы!
У меня есть друг, умный, добрый,
честный, но… неисправимый матерщинник. А ведь общаться ему приходится
всё время с людьми приличными. Вот он и придумал: говорить вместо мата
только окончания бранных слов. Замечание о погоде может, например,
выглядеть так: «Ать! Ука! Бнулся в окно — ни я, как в опе: снег ячит!
Дец наступил. Зима, лядство!»
Вскоре все приличные люди вокруг
стали говорить так же.
Даже совершенно здоровый организм
содержит в себе массу всевозможной заразы: вирусы, бациллы, палочки-возбудители,
но болезни не возникают, может, именно потому, что ни одна из зараз
не присваивает себе исключительного права «быть авангардом» в деле
организации антижизненных процессов; здоровый организм тем и здоров,
что может приютить любой враждебный элемент, позволяя ему не умирать,
но и не позволяя развиваться.
Какая-либо чрезмерно расплодившаяся
«зараза» внутри общественного организма, — религия, тоталитаризм,
коммунизм, фашизм, урбанизм, — оборачивается неизбежной исторической
болезнью страны, планеты.
Наличие множества мелких, не
развившихся до размеров монстра «зараз», гораздо удобнее: каждая
отдельная личность может переболеть искомым недугом
самостоятельно — как от прививки. Организм общества в целом будет
устойчивее. Ведь и в нашем человеческом теле с болезнью борется, в
конце концов, не кто-то общий, а каждая отдельная клеточка — за
свою собственную жизнь: сохранив себя — сохраняешь всех. Банально?
А ведь поди ж ты!..