Лев РОДНОВ
А вы об этом думали?
Бежать! Бежать! Чем
тяжелее на душе, тем сильнее хочется куда-то бежать! И с чего бы это?
Ответ — технический. Душа — существо тяжелее Духа, взлетает с
разбегом, особенно в «грузовом варианте», то есть, с полезным грузом грехов и
опыта.
…Я у господина
Мельникова-Печерского, русского писателя, в его очерке о знаменитом
изобретателе Кулибине вычитал прелюбопытную вещь. Заело этого нашего Кулибина,
что англичане телескоп с микроскопом изобрели, вся Европа ахает, а секрет свой
англичане никому не раскрывают. Взялся русский мастер «изобретать»: разобрал
заграничные оптические механизмы до последних косточек — принцип действия
понял! — давай свой вариант аппаратов делать. Сделал. Не хуже получилось!
Утер нос англичанам, а заодно и тайну их рассекретил. Такой
«рассекречиватель» — изобретатель изобретенного — в России запросто
героем станет. До нынешних дней все наши открытия — на кулибинский лад… И
в технике, и в философии, и в живописи. Куда ни плюнь! Возьмем чье-нибудь непонятное
и удивительное, расковыряем, — ах-ти! — дошел секретик до ума, можно
«свое» лепить, за свое выдавать, истово самим верить: свое, мол, собственное
нашли! Я сам наблюдал, как инженеры уральского мотопроизводства «раздевали»
знаменитую «Хонду» — японский мотоцикл. Заело. Опять не хуже хотелось
«изобрести». Видать, мозги у толковых россиян особым образом устроены —
искусственного осеменения требуют. Своего семени нет. С варягов всё началось.
Собственно, легко ведь
догадаться, откуда и почему возникает это сладчайшее из человеческих
чувств — печаль, или крайнее ее выражение, эмоциональная наркомания —
вселенская скорбь. Всё очень просто! Вот я, например, смотрю на любимую девушку
и, тем самым, уже помещаю ее «дорогой» образ в свой внутренний мир — между
прочим, в свою основную, единственную и субъективнейшую реальность. Внутри у
меня любимая будет выглядеть всегда значительно лучше бывшего —
наружного — оригинала. Начинается натуральная конкуренция двойников. «Не
тот», «не там», «не такой» или «не такая» — это только за пределами моей
внутренней реальности. Я не маньяк и не буду уничтожать «не таких». Но никто не
помешает мне взирать на них с жалостью и печалью: ведь они, бедные, никогда не
смогут стать такими же прекрасными, какими я их образовал внутри себя… Ах! Ох! Ух!
Ой! Снаружи — не жизнь, не любимая, не друзья, а какой-то… «жмых»,
оставшийся от того, что именовалось некогда этими словами. Не правда ли? Я не
ангел и всё время скатываюсь на то, чтобы судить побежденную сторону. За это
мое существо испытывает удары с двух сторон: снаружи нещадно бьет чужая обида,
изнутри — собственная совесть. Что ж тут веселого? Печально, знаете ли.
Как же все-таки в это
волшебное ничто вне времени — в миг бытия — поместиться? Непонятно.
Слишком много тяжестей волочится за человеком по жизни: тяжелые вещи, тяжелое
прошлое, тяжелая память, такие же чувства, мысли, связи… — всё, в общем,
то, о чем говорим мы себе: «Дорого». Миг же бытия невероятно легок! Никакая
«тяжкая» память в нем не умещается. Возможно, Бог живет именно там; мгновение —
его Дом. Что-то нужно сделать с самим собой, чтобы туда войти… Что?! Советчиков
много — не вошел, однако, ни один. Как и во что, в кого преобразоваться? В
горнило каких метаморфоз отдать тело, разум и душу — двух братьев да
сестренку-мечтательницу? Ох, не прогадать бы. Они ведь у меня, трое, —
круглые сироты. Только и умеют, что друг за дружку держаться в жизни, а уж если
ссориться — непременно насмерть!
Может, в будущем
полегче дышать будет? Увы, этот самообман сродни алкоголю и называется красивым
именем — Надежда. Будущее людей замусорено так же точно: пророчествами да
расчетами!
Эх, завьется вдруг
прямая да горячая Божья мысль на секундочку в дырявом горшке головы, напылит
словами, и оседают они потом, бедные, под собственной тяжестью, ложатся какими-то
новыми вроде бы узорами на зеркальную плоскость очарованного сознания; что ж,
эти-то узоры и тщимся потом разглядывать, как кофейную гущу, гадая: к чему бы?
зачем?.. Или тряхнет черт под задом — опять в голове та же пыль
поднимается!
Как-то в руки попала
книжка китайских сказок, которую несколько веков назад написал один тамошний
дядька по имени Пу-Сун-Лин. Эффект от написанного получился классный: книжку с
одинаковым интересом стали читать (да еще не по разу!) и полуграмотный
китайский крестьянин, и просвещенный академик. Почему? Как получается
книга-зеркало? Не кривое, в угоду времени. А книга, в которой нет никакой
«кривизны времен». Подойдешь к такому прямому, бесстрастно-вечному зеркалу,
поглядишься сегодня — одно увидишь, завтра заглянешь — другое
откроется… Кого ты там видишь, друг? Не собственное ли движение? Или…
собственное изваяние?!
Пародировать жизнь
друзей — творчество своеобразное. Это — украшение скучной
предопределенности бытия, ну, навроде татуировки в зоне при пожизненном заключении.
Искусство и красота для посвященных! Вообще-то русалок в природе ведь нет, а на
груди пахана — пожалуйста! Так и в быту: дорисованная жизнь опережает
настоящую. В этом ее инфантильная непобедимость и сила. Пародируя характер,
находишь характерность.
Накидывать выдумку на
ближнего сложнее, чем на того, кто в отдалении. Слухи, пересуды и легенды за
время пути, разумеется, сильно увеличиваются. Любой рассказчик этим охотно
пользуется. Одинаково «питательны» в этом отношении и пространство, и время.
Например, за время двухтысячелетнего путешествия какой-нибудь местный слушок
запросто может вырасти в миф фантастических размеров. Современники не могут
путешествовать во времени (тогда бы их мифы носили печать чрезвычайной
серьезности); зато они путешествуют в пространстве, что само по себе
свидетельствует о жизнерадостной глупости «вечных пионеров» и небезопасном для
здоровья романтизме.
Грустные
частушки — это такое личное «самолечение». Разрушиться, чтобы возродиться.
Метаболизм эмоций и чувств. Старые чувства должны умирать, чтобы уступить место
новым. Иначе жизнь замрет, остановится. Я читал ученые книжки: разнообразие в
природе обеспечивает тот, кто разрушает. Живая природа из-за этого вынуждена
эволюционировать, вечно катиться куда-то… Нельзя же сказать, глядя на колесо,
что часть его, идущая снизу вверх — «хорошая», а опускающаяся —
«плохая». Всё куда-то катится не по частям, а целиком. Колесо нам не постичь.
Оно в наших символах до конца не вычисляется. А вот плохая дорога запоминается
надолго и в деталях.
В России нельзя
надеяться на лучшее. Это не страна — это тюрьма. Причем, в мире считается:
страна воров и самовлюбленных дураков. А вот и нет! Воровство зиждется на
понятии «собственность», чего в России никогда не было. Здесь легко могут
отобрать и вещи, и мысли, и душу, и детей, и саму жизнь. Не своровать, а
именно: цап-царап! Потому что здесь процветает рабство. Рабовладельцу незачем
воровать — он просто берет то, что берет. До воровства мы, как нация, еще
не доросли.
Промахи судьбы мужчины
объясняют значительно лучше женщин. Потому что так устроен мир: одни
специализируются в объяснениях, а другие — специализируются в требованиях.
Давно замечено: хорошему человеку бог обязательно присылает стерву. Хотя бы
разок-другой. Осечек в этом деле у небесного «диспетчера» не бывает.
Любителям русских
потрясений мне нравится рассказывать — в качестве наглядного примера и
аналогии — всем известный физический опыт с магнитом, листом бумаги и
железными опилками, которые, как их не перемешивай и как их не «потрясай», всё
равно выстроятся по раз и навсегда определенным силовым линиям…
Для юной советской
шпаны существовало очень мягкое определение — «трудные подростки».
Вообще-то любое общество рождает определенное количество людей с повышенной
энергетикой, лидеров. Главное, чтобы вектор бытия — указатель «куда
жить?» — не смотрел вниз. Проверено: куда эта невидимая стрелочка смотрит,
туда путник жизни и топает. Нестандартные личности идут очень далеко. В
президенты или в паханы. Одного поля ягодки, собственно… И была в стране система
перевоспитания «трудных»; наставникам молодежи вменялось в обязанность
подправлять стрелочку-невидимку.
Во взрослой жизни мы,
многие, продолжали играть в детство, были «трудными» переростками. С бутылками,
кострами и гитарами. Наш вектор движения устроил себя особым образом: он
«загнулся» в кольцо, в круг друзей и единомышленников. Мы, как спортсмен на
стадионе, пыхтели и ускорялись, но в принципе никуда не могли уйти. Внутри
кольца было очень хорошо. Безнадежно хорошо.
Много позже я
сообразил, что слеты, турпоходы, путешествия, лесные биваки, сельские
приключения, — всё это «поход в землю». Вниз. В никуда. Это направление не
имеет перспектив для самореализации, здесь нет внешней образующей культурной
среды. Это — путь самозабвения в кругу «самозабывшихся». Коллективность
продвижения кажущаяся. Бег по кругу. Как в религии.
Еще одно оригинальное
замечание. Знаете, я перестаю узнавать женщину, если она вдруг изменила наряд
или прическу. Это феноменально! Вместе с другой прической у женщин полностью меняется
и представление о себе самой! А я, видать, опознаю тётенек именно по внутреннему образу,
а не по внешнему. Много конфузов пришлось пережить из-за этого. Жену несколько
раз не узнавал. Она думала, что я издеваюсь.
Перехожу к глобальному.
Страна Россия — женщина, склонная к переодеваниям. Узнавать со стороны нас
просто невозможно. Ничего постоянного!
Сотрясать воздух можно
сколько угодно. Проходят десять, двадцать, тридцать лет… Перемен вокруг хоть
отбавляй! А ничего не происходит с самими людьми. Актуальность текстов
остается. Большая история тоже подтверждает: Салтыков-Щедрин, Гоголь,
Фонвизин — живехоньки и насущны. Признак для страны очень нехороший: если
сатирические, памфлетные тексты, словесное отражение бытия не устаревают —
это самая плохая «вечность». Страна мертва. Она любит только мертвых своих
героев и противостоит живым.
Много пришлось
поколесить по районам. Скучное это занятие — искать оптимизм там, где нет
перспектив. Сидишь, бывало, в нашей редакционной «старушке», трясешься на проселках
и трассах, а мимо — таблички, указатели проплывают, как в кино. Свернешь
по указателю, там тебе, конечно, рады, вдохновенно рассказывают: одно и то же,
одни и те же…
В России профессор
печали — фигура заметная и уважаемая. За это и деньги дают, и на скамейке
подсудимой нашей истории местечком делятся. Бубним, бубним каждый свою
«считалочку»… На выбывание.
Да,
да!!! История в России — это самый настоящий рецидивист! Убийца, вор,
насильник и шарлатан. Только осудят, только упрячут ее, куда следует, ан, нет,
правительствишко сменилось — с амнистии, как повелось, править и начинают.
Выйдет опять на волю, родимая наша злыдня, зевнет громко, потянется, да не
спеша осенит несытым взором знакомые угодья: «Пора на дело!»