Лев РОДНОВ
УСЛОВНО СВОБОДЕН
Особенная
нотка в музыке моего внутреннего мира — общение с заключенными. Меня
почему-то всегда к ним тянуло. Возможно, привлекал сам авантюризм контактов,
соблазнительный флёр общений. Зеки в России всегда были свободнее граждан.
Свободнее внутренне, употребившие эту свободу во вред себе и другим. Вред меня
заботил мало, меня интересовала формула свободы. Те, с кем я случайно
встречался на почве романтических провинциальных приключений, были легки на
откровения, нуждались в человеческом участии и душевном тепле. В качестве
«Золотого ключика» между мирами мы обычно использовали стакан, до краев
наполненный напитком дружбы и доверия — «бормотухой». Огромная Россия не
одну тысячу лет воспитывала своих чад на сверхнедоверии: самоедством, пытками,
доносами, тюрьмами, рекрутчиной, рабством, проверками, героической глупостью
или духовным оскоплением. Разумеется, тюрьму не любят ни тюремщики, ни
заключенные. Ее никто не любит. Однако Россия — тюрьма несомненная: и
тело, и разум, и чувства содержатся здесь в обязательных кандалах. Такова
традиция. Особый «наш» путь, особое «русское счастье» — преодолеть
непреодолимое и полюбить жизнь, хоть на миг, хоть на полрюмочки, полюбить
другого живого человека таким, каков он есть: без унизительного недоверия и
проверки. Зеки на это упражнение годились сразу же. Они рассказывали мне о
своей бездомности, о благородстве внутренних порывов и жестокости случая, о
собственном безволии и надежде на мифы; я легко оставлял случайным неопрятным
людям, ворам, ключи от собственного дома, легкомысленно брал на сохранение их
деньги и документы, говорил с паханами на философские темы, орал под гитару сам
и слушал ответно слезливый «наив» под бренчание жалобной первой струны. На
краткий миг тюрьма исчезала, потому что мы жадно слепли от глупого, но самого
верного русского счастья — забыться, забыться, забыться! Проверяющий этого
не поймет.
…Как-то в
разговоре с офицерами колонии я неожиданно повернул русло беседы в направлении
телевизионного сценария. «Мужики, у вас ведь в зоне есть баня для заключенных?
Есть. А не слабо голяками вместе с вашим подопечным контингентом на парок? Идея
такая: сидят голые мужики, обсуждают общие какие-то темы. Жизнь, которая, как
известно, одна-единственная на всех. Ну, сидят, парятся, а потом хорошему
приходит конец: каждый одевается в свой мундир — одни в форму, другие в
робу… Мундиры ведь правят жизнью!»
Сниматься
офицеры перед телекамерой не побоялись, согласились сразу же. А зеки идею
забраковали. Слишком уж «в падлу»!
Глупый
вопрос, заданный правильно, обнажает глупость ответов. Вопрос — это наша
жизнь. А ответ? Ответ — это наши мундиры! Рабочие и парадные, мини и
бикини. Например: «честью» государственного мундира удобно прикрывать личное
бесчестие… Поэтому так любим мы тех на Руси, кто не имеет вообще ничего:
они — наш вопрос, мы — их ответ. Правда, никто не знает, кого
подразумевать под словом «они», кого под словом «мы».
Во всем мире
горе — человеку не друг. А на Руси — горе сладкое. В статусе
государственной значимости. Свобода здесь или кричит страшным голосом, или
плачет так же. Потому что она — посмертна. Сладок суицид: хоть в бездонной
бутылке, хоть в смиренном унынии. Рабовладелец заставляет раба восхвалять
мораль рабовладельца. В конце концов, раб бунтует и захватывает власть, но…
продолжает восхвалять мораль рабовладельца.
Привкус декаданса, возвышенного упадничества, картинного
финала — что-то в этом есть очень привлекательное. Русская рулетка
крутится не в патронном барабане, нет, — она крутится в мыслях, в сердце,
во всей истеричной натуре русского человека. Все эти внутренние
«выстрелы» — вхолостую, напоказ, для шумного куража и бесплодной суеты. Но
никогда не стоит расслабляться с русским человеком. В «барабане» его судьбы
обязательно есть хотя бы один боевой заряд — для себя. С одной
существенной поправкой на особенность характера нации: это «для себя» может оказаться
всем миром.