ЛЕВ РОДНОВ
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ
То, что люди называют «здравым смыслом», взято из
всей суммы опытов предшествующей жизни, а потому такой здравый смысл
консервативен, как сторож при музее. Здравый смысл, доставленный в настоящее
время из будущего — это безумие. А существует ли здравый смысл вне
времени? Возможно, что эту свою игрушку природа «запечатала» в мгновение.
Сказочная классика: «Полюбила ты меня, девица, в
образе чудища безобразного, полюби теперь в образе человеческом».
И — счастливый финал. А в жизни всё наоборот: «Полюбила ты меня
в образе человеческом, полюби теперь в образе чудища безобразного».
Холодный, хитрый Уж притворился мудрым Змеем. Вот только
жала у него — не было! А мудрость, лишенная жала, бесплодна.
Легко заметить: больше всего на свете люди боятся
своей свободы! Они боятся ее панически, безотчетно, они всё время
ищут что-нибудь, к чему можно прислониться, примкнуть: смысла, учителя,
бунта, храма, преступления, тверди. От свободы бегут прочь по-одиночке
и коллективно. Смертные несвободны, потому что свобода — это отсутствие
опоры.
Труднее всего пробиться к истине сквозь дебри знаний.
Всё, что вызывает в организме удовольствие,
эйфорию, наслаждение или хотя бы ощущение пользы — всё это… наркотик.
Разве мог первобытный человек, ощутив сладость речи и понимания, услышав
однажды небесный глас, отказаться от приятного чуда?! Цивилизацию
удобно рассматривать как порождение наркотического влечения —
овеществление, в конце концов, этого влечения, существование
внутри этой самоиллюзии, называемой «знанием», «культурой», «религией»
и т. д. По сути, природа вправе расценивать любое наше желание
как симптом наркотической зависимости.
Удивительно! Деньги подобны совести: их наличие
проявляет человека. Правда, деньги проявляют темную сторону личности,
а совесть — светлую. Или поэтически: совесть проявляет день человека,
деньги — его ночь.
Учитель похвастал: «Смотрите! Я нахожусь
в грязи, а она ко мне — не прилипает!» Ученики восхитились и, чтобы
испытать себя в подобии, попрыгали в грязь, и она к ним прилипла. Потому
что победило не учение, а хвастовство.
Жалость должна уметь быть разящей. Скольких возвысила
смерть и скольких погубила пощада!
Не беда, когда барин гуляет по-простому.
Беда — когда плебей барствует.
Ложь, сумевшая уверить себя саму в своей правоте, называется
убеждением. Там, где царит «убеждение», царит и ложь.
Есть только два неба — твердь под
ногами и бесконечность над головой: всё остальное — ветер иллюзий!
Мыслимо ли представить хотя бы травинку, отказывающуюся расти
из-за того, что она одна-одинешенька на белом свете?! Ей вполне достаточно
самой себя, чтобы между твердью и светом произошел акт
посредничества — жизнь. Травинка и в одиночестве будет радостно
зеленеть, пускать корни и тянуться к солнцу — точно так же, как делала
бы она это на лесном лугу, в густом соседстве. Чтобы расти, травинке
достаточно иметь себя, быть собой. Прекрасный пример, не правда ли?
Эгоизм! — скажет брюзжащий бирюк.
Что ж, эгоизм, но не более, чем эгоистична сама природа, сама жизнь.
Жить для себя — быть богатым или
стремиться к этому.
Жить для других — означает умереть
для себя. Это самая благородная ширма, которой пользуются лентяи,
мерзавцы и печальные искатели своего креста. «Жить для других» возможно
лишь в провозглашении. Мыслимо ли представить одинокую травинку, отказывающуюся
расти просто так?! Гимн бытия сотворяется прихотью случая. Для жизни
нужны лишь две вещи: клочок суши под ногами и бесконечное небо над головой.
Только они — твоя Родина.