ЧАСТЬ
3
(этот блок расшифровок
наших бесед с госпожой О. сделала юная моя коллега Татьяна Татаринцева).
*******************
Щедрость зрелой весны пахнет нежностью.
Слово – ниточка от одного сердца к
другому. Ниточка протягивается пониманием. Не знаешь слова – не повязан с
человеком.
Языки разные и слова разные. В одном
языке сосуществуют многие. Местечковые, рабочие, любимые слова оформляются в
особые наречия. Человек выплетает свои ниточки, для своих людей. Через особое
слово он роднится с одними и отдаляется от других.
Солирующая партия принадлежала музыке
памяти. За радостью и беспечностью памяти внимательно наблюдает Дирижёр,
сопоставляя человеческие мечты, надежды и обещания друг перед другом с тем, что
уже случилось, сбылось.
Всякое воплощение жизни стремится к
животворящему источнику восстановления, воскрешения. Всякий источник (идея,
слово) вне земли – не животворящий по сути своей.
Действенно ли слово? Да, слово афоризма – сконцентрированное,
максимально загруженное смыслом – хранит потенцию научения, оно говорит с
человеком. Условие понимания – совмещение словесного рисунка афоризма и
языковой карты человека, схожесть систем кодировки смысла. Свет можно объяснить
через солнце, лампу, свечу. Если совмещение состоялось, если рисунок совпал с
некоторой областью карты, слово обретает силу примера, наглядность и
действенность.
Словесные формулы жизни не просто
запоминаются рифмованными строками и афоризмами. Вместе с пониманием и
принятием смысла высказывания в памяти сохраняется особая эмоция, особое
состояние – иногда это физическое состояние человека или окружающего (запах,
освещение, цвет). Вспоминается формула – преображается весь человек, его дух и
тело. Как после ледяной воды – кристаллизация мысли и осязания. Организм готов
к свершениям, преобразованиям, развитию. Воспринятое слово – импульс к
жизнедеятельности.
Готовность верить истинности слов за
подписью «психолог», «доктор наук» – это умерщвление разума и отказ от
ответственности за себя, за свою жизнь.
Опыт передаётся словно невзначай. Цепочка
случайностей, которая складывает жизнь и связывает жизни, перебрасывается из
уходящей в следующую.
Создание текста, создание мира и самого
себя. Есть три пути.
Самоутверждение. Акцентируется талант,
красота, объём текста. Результат – здесь и сейчас. Результат – собственное Я,
прекрасно воплощённое, но замкнутое, без потенции преобразования. Лучше, если
это не путь – лишь стадия развития.
Самовыражение. Проявляется опыт, знание,
богатство внутреннего мира, соперничающего с внешним. Диапазон результата – от
«поделиться впечатлениями» до «показать возможную модель творения». Это путь
писателя, ищущего и открывающего себя в чужом и своём тексте.
И, наконец, выражение мира, когда «само»
исчезает, отпускает. Проговаривается не личность, а время. В результате
летописец, не выполняющий не внутреннего, не внешнего заказа, запечатлевает
созревшее словом. Мир как он есть говорит через тебя.
Самостоятельность означает не зависеть
от кого-то и не делать кого-то зависимым от себя. Это не боязнь
ответственности. Это желание своей ответственности, желание собственной и чужой
свободы.
Информация, как попавший под ноги
покалеченный зверь из сказки: «не бросай меня – я тебе пригожусь». Нести зверя
на себе тяжело, хлопотливо. Постоянно помнить надобно, заботиться,
подкармливать. Герой сказки зверя не бросает из жалости и надежды на исполнение
обещания, конечно. Но и награду получает соответственную – по-царски щедрую.
Человек из обычной жизни просьбам-обещаниям не
верит, помнить и заботиться не желает – лениво очень. Время приходит, он и дело
не делает, и награда мимо него: не потрудился даже слово с места на место
переправить.
Острота восприятия мира загоняется в рамки
«знаковости». Мозг жадно выискивает совпадения, предзнаменования. Мозг
истощается, зацикливается; становится самопожирателем, питаясь собственным
бредом.
Можно удержать сознание, направить его в иное
русло. Не отслеживать, но и не пренебрегать, сохранять чуткость к логике
происходящего. В твою жизнь пришло что-то – значит ты нужен и тебе нужно.
Действуй.
Человек есть то, что он ест.
Формула универсальна. Полуфабрикаты
предлагаются для питания не только тела, но и души. Полумысли, полуслова разложены
на конвейере телевидения, газет, книг – подойди и возьми.
Форма пищи определяет и способ её
принятия. Полуфабрикаты поглощаются, проглатываются.
Душе следует кормиться – не есть, не
питаться. Кормиться – значит добывать пищу. Пусть в небольших количествах, но
потребную, настоящую – стоящую.
Информация как молоко: работать с ней
следует пока свежая, пока не прокисла.
Свет нуждается в проводнике, в человеке.
Темнота приходит самостоятельно.
Хороший руководитель – это путеводитель.
Великий дар – принимать чужую идею, чужую
жизнь как свою. Быть сомыслителем. Быть сподвижником.
Мудрость не зависит от возраста. Это
опыт души, опыт духовного прозревания и созревания.
Но люди — существа не одного-единого
слова. Мы думу говорим по-разному, называем различно. Потому не понимаем, не
замечаем мудрости и схожести друг в друге. Словесность часто зависит от лет.
Нечуткие взрослые, обосабливаясь в своём «взрослом» языке, не хотят слышать
детского слова, а дети – говорить взрослой мудростью.
Сравним людей с приспособлениями для
управления электричеством, где электричество – сама жизнь. Есть «выключатели» –
любая идея, любое действие останавливается, обесточивается. Есть «включатели» –
генерируют суть, замыкают цепь для движения зарядов. Есть «включаемые» –
провода, кабель – стабильная работа в темпе. А «выключаемый» кто? Прикоснёшься
– нет электричества. Попробуй найти, где разомкнулась цепь.
Человеку избыточному, творящему
необходимо избыточное, творческое общество, как сильному пахарю нужна
плодородная земля. Тогда генерируется, тогда возделывается культура. Собирается
урожай животворящего, хлебного – того, что кормит.
Басня тем хороша, что любопытным
сюжетом человека завлекает, случай из его собственной жизни рассказывает, а
внезапным финалом, метким словом подытоживает и совесть человека один на один с
ним оставляет.
Человек в поле зрения и одновременно вне
пространства души. Видимо, у души особая структура, как у шестерёнки. Не
подошли разъёмы друг другу – или на переплавку, или в следующий механизм.
Можно, конечно, царапаться, деформировать, тогда и здесь работа встанет, и на
другую службу без основательного ремонта не сгодишься.
Когда стараешься для других, результат
лучше, добротнее. К собственной оценке ожидаемого результата добавляешь ещё
одну, учитываешь её. Это форма ответственности, не ограничивающая свободу,
потому что тобой принимается добровольно, а другого к участию не обязывает.
??
??
??
??
4