ЛЕВ РОДНОВ
сказочный поезд
1.
Слушай присказку, дружок!
Не далеко, не близко, не высоко, не низко, не сейчас, не потом, не в чулане тёмном и не в ведре пустом, а случился вдруг вот какой каприз — называется просто: своя, не чужая, жизнь!
А теперь послушай сказку! Эта сказка называется:
ЕСЛИ ТЫ ЗНАЕШЬ
Давным-давно это случилось, может сто, а, может, и тысячу дождей тому назад…
Жили-были в одной большой лягушачей семье два лягушонка. Один был очень старательный, а второй ничего не делал — скучать любил. Бывало, старательный и поплавает, и поквакает, и погоду проверит, и все лягушачьи уроки наперёд выучит, а второй братец всё скучает да скучает… Все шумно и весело друг с другом живут, а этот — бу-бу-бу! — со своей скукой разговаривает. На остальных только лишь сердится. Скучно-прескучно ему скучать одному! Улыбнуться бы, прыгнуть бы славно с высокой коряги, поквакать умно — не может. Старательный братец помочь ему пытается:
— Давай, я научу тебя плавать и нырять лучше всех.
— Не хочу.
— Давай я расскажу тебе о солнце и звездах.
— Не хочу.
— Давай песню споём.
— Не хочу! Не хочу! Не хочу! Мне — скучно!
Никто такого с собой играть не берёт, никто с ним дружбу не водит. Обидно: внутри скука большая-пребольшая выросла, а её, такую огромную-преогромную, никто даже замечать не хочет. И решил второй братец, ни много, ни мало, — убежать от всех куда подальше. Чтобы всем-превсем без него тоже скучнее скучного было.
Вспомнил он, как мама своим лягушатам перед сном старую сказку читала. Про то, что в каждом деревенском погребе есть кувшин со сметаной. И что всякий лягушонок может туда запросто свалиться. А потом — о нём сложат красивую сказку и будут её рассказывать остальным. Ах! Вылез обиженный лягушонок из воды тихонечко, допрыгал до ближайшего погреба, нашёл подходящий кувшин, глаза закрыл и свалился вниз. «Вот вам, — думает, — вот вам! Не хотите — как хотите!» И — тонуть приготовился. Досчитал до десяти — не тонется что-то. Открыл глаза — сметана вокруг и сам он весь в сметане. Даже обрадовался поначалу: ха-ха-ха! нет никаких сказок на свете! не тонут лягушки в сметане! А потом голову поднял — край кувшина высоко-высоко, стенки скользкие. Не долезть обратно, не допрыгнуть. «Ква! Ква!» Никто не слышит… «Ну и пусть!» — думает, упрямый. Прыг! Прыг! — Ничего не получается: «Ой..!» А в кувшине холодно, пусто, страшно. Заплакал лягушонок и снова заскучал вдруг, да почему-то совсем иначе, а не так, как раньше — затосковал даже: по дому своему, по братьям и сёстрам, по родному деревенскому пруду. «Ах, глупый я, глупый! Никто и не вспомнит меня!»
И день прошёл. И два. И третий пошёл.
Лягушат в пруду водилось превеликое множество. Подумаешь, невидаль: одним больше, одним меньше! И впрямь, никто и не заметил пропажу. Никто. Кроме старательного того братца. Он был умный и добрый: он хорошо умел считать, сам читал толстые книжки, знал по имени всех дедушек и бабушек в деревенском пруду, мог рассказывать взрослым лягушкам удивительные истории, а иногда даже сообщал о том, что Вселенная — это один огромный пруд. В котором рядом плавают и ряска, и звёзды. И в котором жители могут, конечно, квакать, как им нравится. Но все они — одна семья. Все-все вместе: и те, кто квакал когда-то давным-давно, и те, кто сейчас квакает. Это был очень умный лягушонок. Он любил заботиться о своих товарищах.
— Вы нашего скучного лягушонка нигде не видели? — спрашивал он всех подряд.
— Нет, не видели и видеть его не хотим! — весело отвечали те, кто был занят своими играми или делами.
— Ах! Где же его искать?
— Ха-ха-ха! В крынке со сметаной! — Шутили и дети, и взрослые, хорошо знавшие главную поучительную историю своей лягушачьей жизни.
Попрыгал умный братец к погребу. Заглянул в кувшин — и точно! — сидит потерявшийся в сметане.
— Ты что, умирать собрался?
— Не знаю…
— Почему?
— Мне скучно было…
— Держись, лягушонок! Я знаю, что надо сделать! Я сейчас к тебе прыгну и мы будем работать лапками, пока не собьём из сметаны твёрдый комок масла. А потом — выскочим.
— Нет! Нет! Остановись! Не прыгай ко мне в кувшин. Мы погибнем здесь оба. Я не верю в сказки.
— Ты не веришь в сказки?! Почему ты не веришь в сказки?
— В них никогда не бывает настоящей правды.
— Фу! Но в себя-то ты веришь?
— Не знаю… — захныкал тот, что был внизу.
— Фу! — сказал лягушонок, пришедший на помощь, и прыгнул вниз.
— Сам ты «фу»! — проворчал тот, что уже сидел в кувшине.
— Работай! Я верю в наше спасение!
— А я и работаю! Хоть и не верю…
Как ты думаешь, получилось у лягушат то, что они задумали, или нет? Конечно, получилось! Работа — вот он, главный волшебник! Работа! Она спасает всегда. В работе побеждает тот, кто не оглядывается на свои сомнения и не слушает голос лени.
Не правда ли, как всё просто! Ведь только настоящие герои знают, что именно настоящие испытания делают жизнь настоящей. А квакушата, очутившись в беде рядом, принялись именно за работу: стали молотить лапками так, что кувшин на полке подскакивал. Точь-в-точь, как в старой сказке, только в нынешней сказке наука иная: беда пополам переломится, коли вдвоём на неё навалиться! Через некоторое время лягушата действительно сбили твёрдый масляный комок и, опершись на него, выпрыгнули из кувшина наружу.
Вернулись друзья в знакомый пруд и стали резвиться в воде. Все только диву давались, глядя на них.
— А где же противная скука осталась?
— В кувшине утонула! Утонула! Утонула! — хором крикнули лягушата и все понимающе засмеялись. — Ква-ква-ква-ква!
…А потом герои этой истории выросли. Стали сильными, смелыми, отважными и благородными жителями древнего пруда, в который по ночам заглядывала сама Вселенная и дарила тёмной воде свои удивительные звёзды. О! Даже взрослые подолгу смотрели на них и молча слушали бесконечное продолжение бесконечной сказки. Жизни. Чтобы вновь подобрать подходящие слова и рассказать о ней своим детям. И чтобы другие дети продолжили этот рассказ. Всё на свете подвластно волшебному слову! Чтобы не было скучно тому, кто одинок, и чтобы не было одиноко тому, кто скучает. Сказка сама вырастает из сказки. А жизнь вырастает из жизни. А добро и наука растут от подобий своих. Что же там дальше нас ждёт в этом поезде дней и минут? Знаешь ли ты, милый друг?
Я расскажу тебе всё.
Но — это уже другая история.
* * *
В аудиоварианте можно использовать для усиления эмоционального воздействия песенку – поэтическое дополнение к сказке. (В припеве происходит интонационное развитие – понимание темы). В композиции использован очень «домашний» вариант. В кондиционной продукции требуется гораздо более тщательная музыкальная и звукорежиссерская работа).
Все течёт и всё изменяется,
Утекает и не извиняется,
Утекает куда-то туда,
Где с водою гуляет вода,
Где волшебная в небе река,
С облаками текут облака,
И минуточки наперечёт, —
Это время куда-то течёт.
Припев:
Крикнув громкое «Ой!»,
Ты нырнёшь с головой,
Но, пустив пузыри,
Поплывешь: раз! два! три!!!
Чтобы жизнь никого не оставила
Человек знает верное правило:
Коли встретился в жизни с волной,
К ней нельзя повернуться спиной,
В вопрошаниях: «Быть иль не быть?» —
Есть ответ очень правильный — плыть!!!
Прочь, беда, суета и тщета!
Кто плывет, тот не скажет: «Устал».
Припев:
Крикнув громкое «Ой!»,
Ты нырнёшь с головой,
Но, пустив пузыри,
Поплывешь: раз! два! три!!!
Бесконечны глубины познания,
Славы, силы, любви и призвания.
Ничего не боясь на пути,
Ты на дно не захочешь уйти,
Брызги света — стихия твоя,
Ты ликуешь: «Ах, плаваю я!»
Хоть не знамо откуда куда,
Ты плывешь, потому что — вода!
Припев:
Крикнув громкое «Ой!»,
Ты нырнёшь с головой,
Но, пустив пузыри,
Поплывешь: раз! два! три!!!
Все течёт и всё изменяется,
Утекает и не извиняется,
Утекает куда-то туда,
Где с водою гуляет вода,
Где волшебная в небе река,
С облаками текут облака,
И минуточки наперечёт, —
Это время куда-то течёт.
Припев:
Крикнув громкое «Ой!»,
Ты нырнешь с головой,
Но, пустив пузыри,
Поплывешь: раз! два! три!!!
*********************************************************
Сказочную историю и поучительную песенку подарил детям писатель Лев Роднов.
Контакт. Сот. 8-912-460-78-85. Дом. 8(3412) 44-60-66. E-mail: rod@udmlink.ru ICQ - 393031230 Сайт автора: http://levrodnov.narod.ru/
p.s.
И я даже записал в своей студии (с подголосьем малолетней дочки) собственный вариант того, как можно этот текст прочитать и спеть…
*******************************************************
Ижевск, январь 2009 г.