1999
г.
Игорь Кобзев, добрый мой приятель, посоветовал: «Самые
интересные документы по восстанию собраны
в книжке, которая вышла в Париже под редакцией А.И.Солженицына. Это –
большой раритет. У нас в Ижевске ее никто не видел. Один экземпляр есть в
спецхране библиотеки им. В.И.Ленина в Москве. Может, уговоришь, дадут
поработать». Поиски привели меня в «Мемориал», историко-архивную организацию,
возникшую в новейшее время. Там нашелся второй экземпляр редчайшей книги. Оля
Блинкина, сотрудник «Мемориала», по-знакомству усадила гостя в дальнюю каморку
с напутствием: «Читай! Из комнаты не выходить!»
В каморке прошли несколько дней моей командировки. И я
увидел: древо жизни по имени Ижевск было сломлено атаками «мятежных духов». Древа
не стало. Я родился и живу «на пеньке». На культурно-историческом пенечке. Уже
изрядно трухлявом. Всякий сезон из него лезет молодая недолговечная поросль,
трава и кустарник. Древа – нет. Фатальность картины полная: древо жизни
невозможно «построить» или имитировать его существование. Можно лишь вновь
вырастить. Но для этого потребуется особый старт новой жизни – ее культурное «зерно».
…В городе Москве я стал искать встречи с Александром
Исаевичем Солженицыным, чтобы погрузиться в тему истории поглубже и чтобы
оговорить гипотетическое участие мэтра в гипотетических ижевских акциях…
Чамонадеянно и наивно. К тому же, к этому моменту времени писатель, приехавший
обратно в Россию, горько разочаровался: он старался, он учил людей разуму и был
готов учить их со всех экранов страны, но его не то чтобы не слушали –
наслушались! Жизнь ушла вперед по своему сценарию. И титан затворничал у себя
на даче. Мрачно, безвыходно и бесконтактно. Я действовал «через» разных моих
друзей и приятелей: через Юрия Щекочихина, через Олега Хлебникова… Ответ был
всегда один: не принимает никого. На Тверской я зашел в офис Фонда им.
Солженицына. В помещении находились две женщины -- Мунира (бессменная помощница
семьи Солженициных) и его жена. Я изложил просьбу. «На телефон не отвечает.
Можете попробовать написать письмо. Еще читает. Ответить может, если захочет,
через месяц-другой. Пишите и приносите».
День я провел за клавишами компьютера. Напечтал и принес в
офис, как велели. «На всякий случай, лучше не ждите и не надейтесь на ответ» --
честно предупредили меня. Оставил бумагу и ушел восвояси. Купил билет домой на
следующий день, поезд отправлялся вечером.
А рано утром меня растормошил мой друг Петр Трубецкой, у которого
я ночевал в маленькой гостиной, заваленной всевозможной «пылью веков» -- всем,
что уцелело в Молохе экспроприаций. «Вставай! Тебе Солженицын звонит!» Письмо
нашло отклик. За несколько часов до отхода поезда я получил в подарок редчайшую
ту книгу…
Дома, в Ижевске, изумленный Игорь Кобзев только и сказал: «Береги,
никому не показывай просто так. На диссертации растащат».
Но не мог же я сидеть с этим сокровищем, как собака на сене.
Стал потихоньку «подмешивать» неведомое историческое содержание в текущие
публикации. Эх-хе! Выманивали книгу «на часок» и возвращали распластанной после
ксерокопирования… (Госсовет) Какие-то аспиранты проникали ко мне домой и тоже кое-что
копировали… Совсем «зажаться» я не мог: информация должна работать. А
информация – это река, и она всегда течет прихотливыми руслами. Нет, не мне
быть судьей этим путям. Хотя жадные руки и липкие взгляды так оскорбительны!..
Часть интереснейшего исторического текста я привел в книге «Золотой
ларец». А вообще-то надо бы издать ее нормальным тиражом. Для всех. Чтобы
пользовались, а не воровали. (Этот пояснительный текст я дописал в 2005-м
году).
Вот то письмо, которое я
передал А.И. Солженицыну.
Провинция - города Ижевск и Воткинск -
участники антибольшевистского мятежа 1918 года. В Сан-Фpанциско пpоживают
потомки-земляки, котоpые могли бы пpинять участие в создании телевизионного
художественно-публицистического фильма,
посвященного
антибольшевистскому восстанию
ижевских и воткинских рабочих, а также пpинять участие в общественно значимой
для Удмуpтской Республики истоpико-кpаеведческой акции.
Мы хотим нематеpиального: одухотворения
самих себя и родной земли. Внешняя
символика состоит в следующем: в Храмах Ижевска и Воткинска может быть
зажжен огонь Вечных Свечей в память по убиенным, взятый от того огня, что сохранился вдалеке - от неугасимой
Памятной Свечи, горящей в городах Беркли и Сан-Фpанциско, в честь погибших
воткинцев и ижевцев.
Все События жизни - внутри нас. Главное
Событие - прозрение рожденной человеческой души. Что увидит она, что поймет?
Важны традиции и окружение. Мы хотим выжить и быть здоpовыми. Духовно -
в первую очередь. Остальное приложится
само, как говоpят на Руси, не было бы
лишь лени. Духовный наш общий дом претерпел страшный пожар большевизма; не
отcтроимся, не устоим вновь - зарастем опять бурьяном и дичью. Нельзя не
торопиться - мало уж у кого душа не
отравлена слишком повеpхностной "выгодой"... Слово,
Образ, Тpадиции - так хочется вернуть им их первенство, их животворящую
силу. Ведь было же это все!
Формально говоря, есть два шага в этой
конкретной акции: организация и участие многих в социально-значимом
событии, и второе
- след в нас самих от свершенного:
эссе, выступления, встречи,
статьи, фильм. След - вне времени. Ибо
трацидия и история - это то, что здравостью ума
да силой веры удерживается внутри человечьего нашего
существа. Спящий спящего - не разбудит!
Сожженный наш духовный дом - утраченная Любовь. Урал - железное сердце матери-России. Оно не было таким
холодным. Никто,
кроме нас самих, не вернет жизни великолепную обыденность - счастливый
покой самобытности.
Быть собой - вот и все, что требуется для счастья. Такая простая
банальность. Война или мир, любовь или смерть, работа
и лень - для многих
сегодня все едино... Восставшие
в восемнадцатом году ижевцы-воткинцы - духовно бодрствующая соль Руси, люди,
находившие здравый смысл бытия в осознанной своей самодостаточности. Мы сегодня
не можем исследовать время лишь по архивам;
безвременье заканчивается там, где весь pеальный груз утpаченных
тpадиций современная гражданственность берет на себя.